История

Одиннадцатое мая

Одиннадцатое мая

Документальное расследование «Спартака» о главном скандале советской эпохи. В первой части - отставка Евгения Майорова, назначение Николая Карпова, к которому приклеилось прозвище «Арбуз», и уникальная хроника, снятая летом 1968 года на сборе в Алуште.

БЛЕДНАЯ ТЕНЬ ЧЕМПИОНА

В марте 1968 года «Спартак» лихорадило. Команда находилась в зоне турбулентности. Месяц начался с разгрома в Киеве местного «Динамо» 13:1, но уже на следующий день хозяева льда сотворили сенсацию и «опохмелили» красно-белых, выиграв 2:0. Через три дня - опять неудача в Москве в матче с «Динамо» (3:4), с которым «Спартак» боролся за вторую позицию. Дальше - хуже. 1:4 в Ленинграде и вылет из Кубка страны после поражения в дополнительное время от «Локомотива». Победа на турнире в Женеве несколько скрасила общую нерадостную мартовскую картину, однако после очередного поражения от киевского «Динамо» (3:4, на этот раз в Москве) старшему тренеру Евгению Майорову пришлось оставить свой пост. «Бледная тень чемпиона» - так была озаглавлена в «Советском спорте» небольшая заметка корреспондента ТАСС Владимира Дворцова о матче «Спартака» и киевского «Динамо».



29 марта 1968 года на собрании в Серебряном Бору команде был представлен новый старший тренер Николай Карпов. Невиданное по тем временам событие - за один сезон в команде - действующем чемпионе страны - сменилось три тренера - начинал тот чемпионат «Спартак» под руководством Бориса Майорова, который и сам ещё выходил на площадку.

Игроцкая карьера Карпова получилась достаточно скромной: одно «серебро» и несколько бронзовых медалей в Союзе, и три медали по итогам Олимпиады-60 - две «бронзы» и одно «золото».

В том сезоне внутри олимпийского хоккейного турнира параллельно шёл зачёт в рамках 27-го чемпионата мира и 38-го чемпионата Европы. С учётом того, что первые два места достались североамериканцам, а третье - сборной СССР, она была признана чемпионом Европы. Впрочем, и этих медалей могло у Карпова и не быть. В 42-м он с товарищами чуть было не загремел под трибунал, своровав в магазине продукты. Время было военное, ни кем - даже с 13-летними мальчишками - никто особо не церемонился. Будущему победителю великого ЦСКА светило 25 лет тюрьмы, но он чудом избежал заключения. Играть Карпов закончил в 65-ом, после чего оказался первым советским хоккеистом, отправившимся в капстрану - в финском Тампере был играющим тренером. «С деньгами было так плохо, что порой приходилось подрабатывать в автосервисе - благо, после войны несколько лет профессионально крутил баранку», - вспоминал Карпов об этом периоде своей жизни.
Через год он вернулся из Финляндии и без работы оставался совсем недолго - в марте 68-го подоспело предложение от «Спартака». Отставленный Евгений Майоров отправился карповским маршрутом в Финляндию, при этом сам Николай Иванович рассказывал, что «похлопотал, чтобы ему (Евгению Майорову - Прим.авт.) и квартиру отдельную предоставили, и зарплату в два раза больше моей положили». Проверить это, понятно, сейчас невозможно.


Николай Карпов на тренерском мостике «Спартака»

Своих новых подопечных Карпов, до этого никогда не работавший главным и помогавший год Кострюкову в московском «Локомотиве», встряхнул - из 11 оставшихся матчей чемпионата 1967/68 «Спартак» выиграл 7. Но шанс догнать ЦСКА был упущен ещё в начале марта, а поражение 6 апреля от армейцев (1:3) окончательно «оставило» команду с «серебром».
Карпова, разумеется, в «Спартаке» оставили - снимать его вроде бы пока было не за что. И в июле он повёз команду в Алушту на первый сбор перед новым сезоном. Перед отъездом на сбор случилась трагедия - 9 июля на тренировке остановилось сердце Виктора Блинова, одного из лучших защитников тех лет, обладавшего сумасшедшим по силе броском. «Мне описывали, что произошло на тренировке. Блинов решил в баскетбол поиграть, взял - и мяч чужому отдал. Ему кричат: "Витя!" А он упал. Когда его вскрыли, печени не было, совершенно развалилась. В 23 года. Мать с отцом на похороны приехали, я с трудом слова подбирал: "В чем-то виноват, недоглядел..." Но они оборвали: "Николай Иваныч, вы ни при чем. Он с пятнадцати лет пил. В отпуск приезжал - в день глушил чуть ли не ящик», - рассказывал Карпов. Прощание с Виктором Блиновым проходило в спартаковском спортзале, на улице Воровского. Народу было немного. Дальше рассказывает журналист Борис Левин: «Прибыл Анатолий Владимирович Тарасов, положил к гробу цветы, орлиным взором окинул зал и насупился. «Борис (Майорову), а где команда?» - «Вчера вечером поездом отбыла на сборы в Алушту». - «Как же ты допустил? Как можно не проводить товарища в последний путь?» - «Анатолий Владимирович, я игрок, это распоряжение тренера». И здесь Тарасов вполголоса выдал в адрес тренера монолог, который ни один редактор в печать не пропустит».

Два года назад нам удалось раздобыть уникальное семиминутное видео, снятое летом 1968 года в Алуште. Николай Карпов вместе со своим помощником Виктором Шуваловым на местном стадионе проводит тренировку «Спартака». Разумеется, жара, разумеется, пыль столбом, но весь арсенал упражнений советской эпохи присутствует: бег с партнёром на шее и на руках, 60 метров на время… Потом камера отправляется в спортивный зал - было бы странно, если бы в тот день не было ещё занятий со штангой. Большую часть времени в кадре Вячеслав Старшинов. Оно и понятно: к этому времени Старшинов наряду с Борисом Майоровым - главные звёзды «Спартака» и одни из лучших хоккеистов в Союзе.


После трёх недель в Алуште спартаковцы вернулись в Москву, где сыграли несколько товарищеских матчей, а в конце августа отправились в Ленинград на турнир «Советского спорта». Он продолжался аж полмесяца. В группе «Спартак» стал вторым, пропустив вперёд СКА, а, вернувшись домой, уверенно переиграл в четвертьфинале сначала 5:1 «Химик», а затем 4:0 в полуфинале «Локомотив». Финал с ЦСКА 12 сентября собрал в Лужниках 14000 зрителей. На матче предсезонного турнира! Команды народ не обманули, выдав яркий матч с 11-ю заброшенными шайбами. К 54-ой минуте «Спартак» вёл 5:4 после гола Старшинова (он играл в тот день со сломанным пальцем и вышел только в третьем периоде), но победу не удержал, пропустив затем на 55-ой от Владимира Викулова и на 58-ой от Вениамина Александрова. Игра транслируется на всю страну, полутораминутный сюжет киножурнала «Новости дня» крутят во всех кинотеатрах за десять минут до начала основной картины.


В тот год схему розыгрыша союзного чемпионата в очередной раз поменяли. На предварительном этапе командам предстояло сыграть между собой в два круга, после чего первые шестеро отправлялись в «финальную пульку» за 1-6 места с набранными очками, где играли ещё в четыре круга. Таким образом, с ЦСКА «Спартаку» в сезоне 1968/69 предстояло встретиться шесть раз. И первый матч, которым открывался чемпионат 15 сентября, красно-белые проиграли 1:4. Тогда мало кто мог представить, что больше в этом сезоне Карпов, к которому в «Спартаке» приклеилось прозвище «Арбуз» (Борис Майоров объяснял: «Просто грудь колесом выпячивал»), Тарасову не проиграет.

Владимир Самохин

Часть II