Интервью

Райан Стоа: «Сборная США приехала на Олимпиаду для того, чтобы выиграть»


Вот времена настали: когда-то болельщики красно-белых персонально переживали за братьев Майоровых и Старшинова, затем – за Якушева, Шадрина и Зимина, потом за звено Шалимов – Шепелев – Капустин, поставившее на колени "Кленовые листья" в победном финале Кубка Канады-81 хет-триком Шепелева, далее – за Кожевникова с Тюменевым, на последней победной для нас Олимпиаде в Альбервилле – за тройку Борщевский – Болдин – Прохоров.
Теперь же в сборной России действующими спартаковцами (если не считать их генерального менеджера Алексея Жамнова) и не пахнет, хотя, например, у Александра Хохлачева основания на это рассчитывать были: с 48 очками в 50 матчах он – шестой бомбардир КХЛ и третий после Ковальчука и Гусева – среди россиян.

Так что поклонникам "Спартака" остается болеть за сборную в целом, но не за кого-то в частности (ну, может, кто-то из них по старой памяти будет переживать за Илью Ковальчука и Игоря Шестеркина). А эти самые "в частности" обнаруживаются в других командах. Например, у американцев. 30-летний уроженец штата Миннесота, играя в первом звене с Хохлачевым и Лукашем Радилом, во многом обеспечил "Спартаку" уже почти добытое место в плей-офф. Американец и чех – в своих сборных на Играх-2018, россиянин – нет.
По-русски Райан Стоа в нашем интервью сказал только одно слово – "спасибо" в конце разговора. Состоялся он после тренировки сборной США, когда на олимпийский лед впервые уже выкатились российские хоккеисты.

– Это первая Олимпиада из последних шести без участия игроков НХЛ. Какое отношение в США к этому турниру без участия всех сильнейших? Относятся ли в Америке к нему всерьез?
– В нашей стране просто поддерживают спортсменов. Олимпиада – соревнование, которое объединяет людей. В том числе и нашу страну. Объединяет вокруг участников Игр, и тут не имеет значения, какую лигу они представляют и насколько сильны.

– У каждого есть личное отношение к Олимпиаде. Какое оно у вас?
– Олимпиада – это для меня турнир, об участии в котором я даже никогда и не думал. Не представлял себе, что у меня появится возможность сюда попасть. Благодарен судьбе за то, как все повернулось. Вдыхаем атмосферу олимпийской деревни, с огромным удовольствием в последние дни сходили на шорт-трек и коньки. Ходили и на матч нашей женской сборной (против Швеции), и болельщики на нем были великолепны! Мне уже понятно, что атмосфера здесь будет прекрасна.

– Проживанием и питанием в олимпийской деревне довольны?
– Они идеальны. У меня вообще не было понимания, чего ожидать. Олимпийский комитет США проделал отличную работу, мы чувствуем себя очень комфортно. Так что все проходит гладко.

– Американцы приехали на этот турнир не в ранге фаворитов. Чего ждете от олимпийского турнира вы?

– Это хоккей, и здесь каждый может обыграть каждого. Тем более когда турнир так короток, и тут нет энхаэловцев. Все, что называется, в одной лодке. Многие команды в немалой части состоят из игроков КХЛ. У нас их, правда, всего четыре. Но кто бы где ни играл, все рвутся воспользоваться своим шансом больше, чем на сто процентов. Каждый готов делать те маленькие вещи, нюансы, без которых невозможна победа команды. Мы все дико взволнованы такой возможностью.



– Но лично вы кого все-таки считаете фаворитом?
– Расклады кажутся мне, что называется, открытыми. Мы здесь для того, чтобы выиграть.

– То есть вы можете представить себе "Чудо на льду-2"?
– Да, и если это будет чудо, то мы хотим быть его частью.

– Третья ваша игра на этом турнире будет против России. Какие чувства у вас, игравшего в Новокузнецке и теперь выступающего за "Спартак", это вызывает?
– Честно говоря, не сильно задумывался об этом. Сыграть против этих парней будет изумительно. Встретятся две действительно мастеровитые команды. Но до России ждать еще долго. Сейчас думаю только о первой встрече – со Словенией. Мои партнеры по "Спартаку" и главный тренер (Вадим Епанчинцев, – Прим. И.Р.) перед отъездом пожелали мне удачи. Во всех матчах, за исключением того, что против России (улыбается). Ну и, конечно, просили вернуться без каких-либо травм.

– От Александра Хохлачева персональных напутствий не было?
– Такие же теплые, как и от остальных. Но скажу вам: этот парень – просто потрясающий! Самая большая причина, почему мы сейчас в гонке за место в плей-офф находимся там, где находимся, – в нем. Профессионал, классный игрок. Он однозначно будет играть в НХЛ.

– Считаете, он заслужил места в сборной России на этой Олимпиаде? Обсуждали ли вы эти вещи?
– Нет, не обсуждали. Говорить, должен ли он быть здесь – не мое дело. С той глубиной состава, которая есть у России, ее тренеры имели большой выбор сильных хоккеистов. Многие хорошие игроки в таких случаях остаются за бортом.

– Насколько комфортно ощущаете себя сегодня в России, где отношение к США у многих людей из-за политики сейчас далеко не благожелательно?
– Не хочу быть во все это вовлеченным.

– Как относитесь к формуле турнира, при которой даже команда, проигравшая все три матча в группе, выходит в плей-офф и может выиграть Олимпиаду?
– Если честно, не задумывался об этом. Я сконцентрирован на каждом отдельном матче, а о глобальных вещах пусть думают те, кому это положено по статусу. Каждому из нас, кроме, кажется, одного человека, остаются два дня до дебюта на Играх. Нам неоткуда брать тот олимпийский опыт, который позволяет сравнивать. Нам просто страшно интересно!

(«Спорт-Экспресс») Игорь Рабинер из Каннына