История

История номера. №11


Историю спартаковского свитера с №11 мы начнём с воспитанника «Спартака» Анатолия Егорова. В 1951 году Егоров из «Спартака» перешёл в московское «Динамо», стал вместе с бело-голубыми чемпионом страны и обладателем Кубка СССР, а в 1956 году вернулся в родной клуб и получил одиннадцатый номер. Анатолий Егоров отличался очень хорошей позиционной игрой, мог «зажечь», повести за собой партнёров. В «Спартаке» Егоров чаще всего выходил на площадку с Шулениным и Никифоровым. Помимо того, что Егоров – неоднократный призёр чемпионатов СССР, он известен ещё и тем, что, став в 1969 году тренером национальной сборной Польши по хоккею, сумел вывести эту скромную по международным меркам команду в элиту мирового хоккея.

В 1960 году Егоров закончил карьеру игрока и его номер «11» взял себе молодой воспитанник спартаковской школы Анатолий Фирсов. Свою хоккейную карьеру Фирсов начал с детской команды «Красный богатырь», откуда перебрался в московский «Спартак», благо от его дома до спартаковского стадиона на знаменитой Ширяевке было рукой подать. Но в 1961 году он ушел, оказавшись, по мнению Бориса Майорова, в то время единственным перспективным игроком, покинувшим «Спартак». Почему?
Переход Фирсова из «Спартака» в ЦСКА — одна из легенд об этом хоккеисте. Официально он был оформлен как призыв в армию, но до сих пор спорят, хотел ли этого сам игрок или нет. Одни уверяют, что хоккеиста забирали чуть ли не силой, другие — что Фирсов заранее всё обговорил с Анатолием Тарасовым. Некоторые болельщики «Спартака» до сих пор числят Фирсова в списке тех, кого «украли» армейцы. Не последним, конечно, тогда оказался вопрос материальной заинтересованности хоккеиста. Так или иначе, но карьера Анатолия Фирсова продолжилась в ЦСКА и, как говорят ветераны, сам Анатолий Васильевич не очень любил вспоминать своё спартаковское прошлое…

Кстати, ушёл Фирсов из «Спартака» в ноябре 1961 года, а в апреле 1962-го красно-белые впервые стали чемпионами страны. Своим неожиданным уходом в стан главного противника подающий большие надежды хоккеист, конечно же, подвёл команду. И тогда на смену Фирсову пришёл нападающий, который не только взял себе его свитер с №11, но и с блеском заменил его в тройке с Рауфом Булатовым и Валерием Ярославцевым. Юрий Глухов, будучи признанным мастером хоккея с мячом, уже успешно сдал экзамены в институт физкультуры и стал работать тренером. Но в разгар сезона взял в руки хоккейную клюшку, быстро освоился на площадке и по праву получил золотую медаль чемпиона СССР по хоккею с шайбой! Та победа настолько вдохновила Юрия Ивановича, что он выступал за «Спартак» вплоть до декабря 1963 года. Ну а майка с №11 после него перешла к одному из самых легендарных игроков красно-белых в истории клуба.

В апреле 1964 года, накануне ответственной игры с «Крыльями Советов», на левом краю ударной спартаковской тройки не смог сыграть Борис Майоров. Кем заменить ведущего хоккеиста, этого выдающегося мастера? И тогда довольно неожиданно главный тренер «Спартака» Всеволод Михайлович Бобров поставил к Вячеславу Старшинову и Евгению Майорову 17-летнего Александра Якушева. Решение это многих удивило, но оказалось верным! В начале третьего периода Майоров отдаёт передачу на «пятачок» своему юному партнёру, и Якушев точно переправляет снаряд в угол! Есть первая шайба в чемпионате страны! Сколько их потом было у Александра Сергеевича – и в составе «Спартака», и в составе национальной сборной! 17 сезонов в родном клубе, почти 600 проведённых встреч, 365 заброшенных шайб. Двукратный олимпийский чемпион, неоднократный чемпион мира и Европы, трёхкратный чемпион СССР, двукратный обладатель Кубка СССР, лучший бомбардир сборной СССР в знаменитой Суперсерии-72 Александр Сергеевич Якушев до сих пор в «Спартаке», вместе со «Спартаком». Сейчас он является председателем Попечительского совета клуба, а также главным тренером ветеранской команды «Спартака». Кстати, нелишне напомнить, что именно под руководством Александра Сергеевича «Спартак» в 1992 году завоевал бронзовые медали чемпионата страны. С тех пор красно-белые на пьедестал не поднимались.

В 1980 году Александр Якушев завершил карьеру игрока, а его легендарный свитер с №11 взял себе Борис Александров. Воспитанник усть-каменогорского «Торпедо», Борис Александров к моменту появления в «Спартаке» уже был довольно знаменитым хоккеистом – олимпийским чемпионом 1976 года и неоднократным чемпионом СССР в составе ЦСКА. Техничный, скоростной, самобытный, но весьма упрямый и непростой по характеру игрок не смог найти общего языка с тренером ЦСКА Виктором Тихоновым, и был в 1979 году отправлен в СКА МВО. Борис Павлович Кулагин, в то время возглавивший «Спартак», всегда ценил хоккейный талант Бориса Александрова и пригласил «опального» форварда в свою команду. Бомбардир ответил ему взаимностью. В 1980 году тройка Александров - Рудаков - Шалимов получила приз газеты «Труд» - «Три бомбардира». А 11 марта 1980 года Борису Александрову удаётся практически невозможное – забить три шайбы в ворота самого Владислава Третьяка! Можно только представить, в каком душевном состоянии находился тогда Виктор Васильевич Тихонов, когда на его глазах человек, который оказался ему не нужным, издевался над лучшей защитой страны.

В 1982 году Александров вернулся в родной Усть-Каменогорск, а в «Спартак» из воскресенского «Химика» перешёл уже весьма опытный и возрастной Владимир Лаврентьев. Именно ему и был вручён свитер с №11. С появлением Лаврентьева в «Спартаке» было создано и второе ударное звено: Тюменев – Лаврентьев – Кожевников. Причём любой из этих хоккеистов мог сыграть и в центре и на краю, что давало тренерскому штабу возможность перестраивать тактику даже по ходу игр.

В 1985 году Лаврентьев вернулся в Воскресенск, а за красно-белых под №11 дебютировал воспитанник армейской школы Сергей Агейкин, перешедший в «Спартак» из саратовского «Кристалла». И в первый же год проявил себя с самой лучшей стороны, пройдя путь от новичка высшей лиги до чемпиона мира. В 1991 году Агейкин уехал играть за границу, и целый сезон (1991/92) №11 не использовался, а осенью 1992 года майка с двумя единичками была вручена динамовскому воспитаннику Олегу Маринину, уже игравшему за красно-белых во второй половине 80-х. Однако уже на следующий год Маринина в команде не было, как и не было майки под №11.

Как мы уже не раз говорили, в 90-е годы в хоккейном хозяйстве страны было не всё благополучно. Текучка кадров наблюдалась колоссальная. Могло случиться такое, что через команду проходило огромное количество хоккеистов, которых сейчас, кроме заядлых статистиков-педантов никто и не вспомнит. Было это и в «Спартаке». Например, в сезоне-1994/95 под №11 у красно-белых выступали сразу два игрока. Сначала это был Владимир Сироткин, воспитанник мурманской школы хоккея, игравший до этого в череповецком «Металлурге». А ближе к окончанию сезона под одиннадцатым номером на площадку выходил Владислав Яковенко, уже пробовавший свои силы в «Спартаке» двумя годами ранее. До окончания сезона-1996/97 №11 был «закреплён» за Яковенко, но уже в сентябре 1997 года несколько игр в этом свитере отыграл Роман Малов, но закрепиться в составе не смог.

Однако самым большим разнообразием спартаковских хоккеистов, надевавших в команде майку с №11, отличался сезон 1998/1999 годов. Сразу четверо – Илья Бякин, Дмитрий Наумов, Сергей Смирнов и Сергей Чернявский примеряли одиннадцатый номер, но так никто из них его и не получил на следующий сезон. Летом 1999 года в «Спартак» пришёл воспитанник харьковского «Динамо» Константин Буценко. Именно ему и был вручён №11. Но уже в следующем чемпионате легендарный свитер появлялся в составе «Спартака» лишь эпизодически. В нём провели, причём совсем немного игр, два хоккеиста – Пётр Девяткин и Сергей Малков.
  
В сезоне-2001/02 под №11 за красно-белых играл липецкий воспитанник, прошедший школу ярославского «Торпедо», Николай Копытин. На следующий год Копытин покинул «Спартак», а под номером «11» чемпионат-2002/03 доигрывал Вадим Шахрайчук.
  
Удивительно, но с 2003-го по 2008-ой год такой популярный вроде бы номер в «Спартаке» оказался не востребован. И лишь с приходом в команду Эдуарда Левандовского №11 получил «законного» владельца. В сезоне-2010/11 майка с двумя единицами перешла к Михаилу Жукову, а через два сезона, когда Левандовский вернулся в стан красно-белых, он опять забрал себе «свой» номер.

В одном из самых трагических чемпионатов для «Спартака» - 2013/2014 годов - под №11 играл словацкий легионер Растислав Шпирко, успевший до этого «засветиться» в КХЛ по выступлениям за «Автомобилист». До недавнего времени одиннадцатый номер опять «висел в шкафу», но пришедший в «Спартак» в ноябре 2016 года Игорь Мирнов выбрал себе именно его, и теперь легендарная спартаковская майка опять в игре! Надеемся, она принесёт удачу её счастливому обладателю!



Предыдущие выпуски: