Ян Лашак: В «Спартаке» стараюсь держаться тихо
Вратарь московского «Спартака» Ян Лашак в эксклюзивном интервью корреспонденту Sportbox.ru Юлии Григорьевской рассказал, что заставило его принять решение завершить выступления за сборную Словакии, объяснил, почему его называют Папой, и предположил, что хоккеисты работают больше футболистов.
- В «Спартаке» словаки всегда были лидерами и любимцами болельщиков. Уже почувствовали это на себе?
- Всегда стараюсь поддерживать хорошие отношения с болельщиками, после побед обязательно еду за ворота, чтобы поблагодарить зрителей за поддержку. Так было и в Хабаровске, где осталось много знакомых фанатов, и в других клубах тоже: в «Пардубице», в «Атланте». Мы ведь играем для болельщиков. Если бы на стадионе было тихо, как в кинотеатре, это был бы не хоккей. В Сокольниках пока провел лишь несколько игр, но мне понравилось, как здесь болеют. Фанаты, которые сидят за воротами, кричат все 60 минут, и это создает особую атмосферу.
- Вы очень открытый и веселый человек. В жизни это помогает?
- Думаю, да. Люблю, когда меня окружают друзья. Так мне комфортнее. Много ли у меня друзей? А как это можно подсчитать? Сейчас вот мы с Ярославом Обшутом в Москве живем без семей, поэтому постоянно общаемся, вместе ездим ужинать. Я, как и он, решил не перевозить сюда семью из Чехии. Тем более, мои дети учатся в школе. Вот в Хабаровске мы жили всей семьей. Но у меня сейчас нет недостатка в общении, я ведь хорошо говорю по-русски и контактирую со всеми ребятами.
- Шутить любите?
- В «Спартаке» пока стараюсь держаться тихо. Сейчас так лучше, ведь только недавно приехал в команду. Когда ты провел в коллективе много времени, чуть-чуть можно пошутить, а здесь и без меня есть весельчаки. Андрей Анкудинов, например, всегда очень много разговаривает.
- У вас есть прозвище Папа. Кто вам его дал?
- Мои знакомые ребята-легионеры. Давно играю в России, а они, когда только приезжали и ничего здесь не знали, обращались ко мне по любому вопросу. Нужно было, к примеру, получить телефонную сим-карту — я шел в магазин и оформлял им «симки» на свой паспорт. Узнавал, как им дешевле звонить домой. Поэтому они и прозвали меня Папой. В Словакии меня называли Лашица, в «Спартаке» - пока просто Ян.
- Тренер вратарей «Спартака» Олег Ромашко отмечал, что вы любите тяжелую работу. Это правда?
- Многие специалисты, работавшие со мной, говорили, что еще не видели ни одного вратаря, который бы так упорно тренировался. У меня это пошло еще с Америки. Играл вместе с Томашем Вокоуном и Крисом Мейсоном. Вот они-то — настоящие трудоголики. У них и научился. А сейчас упорная работа уже вошла в привычку. После занятий стараюсь еще потренироваться индивидуально.
- В НХЛ больше работают, чем здесь?
- Если игры идут через день, то голкипер только играет и почти не тренируется. Разве что на сборах. Один из сезонов я проводил в качестве второго вратаря, вот тогда очень много пахал, после игры шел в тренажерный зал, первым приходил на тренировки и последним уходил.
- Стиль игры каких голкиперов вам импонирует?
- Мне нравится смешивать разные стили. Я ведь сам, как это принято называть, «гибрид». Очень импонирует игра Алексея Мурыгина. Он спокоен в воротах и здорово читает игру, хорошо выбирает позицию. Нравится, как действует в «раме» Костя Барулин. Он может так кататься, как больше никто в мире. Могу отметить Александра Еременко, который обладает очень быстрой реакцией.
- Кстати о Барулине. Вы говорили, что хотели научить его танцевать.
- Да это шутка была. Что я могу ему показать — ничего.
- Сами любите это занятие?
- Когда был молодой, много танцевал, особенно летом во время отпуска. Причем под все подряд. Сейчас уже предпочитаю больше проводить время дома с семьей.
- Какая музыка вам нравится?
- Русский рэп и русский поп, словацкую музыку люблю и старословацкую, фольклор, рок. Люблю разнообразие. Но музыка — не единственное мое хобби. Когда есть свободное время, могу почитать книгу или посмотреть фильм. Иногда выезжаю погулять в город или поужинать с друзьями в ресторане. Был на Красной площади… Честно говоря, думал, что она больше. Нравится московское метро. В нем очень много станций, и у каждой своя история. Недавно прочитал, что станция «Сокольники» была открыта в 1935-м году. С ума сойти, это же около восьмидесяти лет назад! Как тогда метро строили — непонятно.
- Вернемся к хоккею. Вы уже окончательно поставили крест на выступлениях за сборную Словакии?
- У нас сейчас в национальной команде много хороших вратарей. Конкуренция высокая — претендентов человек восемь наберется. Не то что раньше, когда играли только я и Растислав Станя. Потом появился Петер Будай, который сейчас играет в НХЛ, Ярослав Галак, Ян Лацо, Ярослав Янус… Поэтому я еще в прошлом году для себя решил этот вопрос. Если не поеду вторым вратарем на чемпионат мира — лучше вообще не ездить и дать дорогу молодому игроку.
- Но 33 года для голкипера — не возраст…
- Ну да, согласен. Всегда с удовольствием выступал за Словакию, отыграл 10 чемпионатов мира. Но пусть молодежь тоже получит этот опыт, который пригодится им в дальнейшем.
- Тяжесть лет уже ощущаете?
- Нет. Чувствую себя очень хорошо. Сейчас ведь до 37–38 лет хоккеисты играют. У нас в «Спартаке» вот был Олег Петров, ему уже за 40. То есть семь-восемь лет еще спокойно можно выступать.
- Почему в хоккее получается играть до такого возраста? Вот в футболе, например, тридцатилетние уже считаются ветеранами. А ведь хоккей — более тяжелая игра в физическом плане.
- Хороший вопрос. Не хочу ничего плохого говорить о футболистах, но я думаю, что мы больше работаем.
Напомним, что Лашак перешел в «Спартак» в начале января из чешского «Пардубице». В текущем регулярном чемпионате КХЛ на его счету 10 игр.