Интервью
Символы, пропитанные историей
В прямом эфире студии LIFE сегодня состоялась официальная презентация формы, в которой «Спартак» сыграет в новом сезоне КХЛ. Болельщики увидели домашний и гостевой варианты, а также необычный третий комплект игровой формы. Арт-директор студии Quberten Андрей Горбунов и директор компании Zuev Factory Алексей Зуев рассказали, как появилась на свет форма «Спартака» нового сезона.
Андрей Горбунов (арт-директор студии Quberten):
- За сколько дней до старта сезона вы приступаете к разработке дизайна формы?
- Лучше это начать делать как можно раньше. Наша студия очень глубоко погружается в историю, мы уделяем огромное внимание самым различным нюансам. Для нас на первом месте - качество работы, поэтому время - наш союзник. Его должно быть достаточно, чтобы в итоге получился классный продукт.
- В чём принципиальное отличие этой формы от формы пяти предыдущих сезонов?
- Вернулась знаменитая красная спартаковская полоса. И мы этому очень рады. Вместе с полосой на форму вернулся один из символов клуба. Полоса сама по себе является идентификатором команды - издалека уже понятно, что на льду играет «Спартак». Акцент мы сделали именно на полосе. «Спартак» с 1948 года играл с полосой на груди. И раньше даже не всегда на этой полосе размещался ромб. Полоса была и остаётся узнаваемой. На рукавах и внизу джерси полосы больше мешают восприятию. Поэтому мы решили от них избавиться. Получилось чисто и ярко. Важно, что все детали на форме уникальны, они глубоко и тщательно проработаны. Например, мы сделали совершенно новый дизайн номеров. Это авторская разработка нашей студии. Впервые в номера интегрированы даты, особенно важные для клуба - от основания хоккейного «Спартака» до чемпионских титулов и побед в Кубке СССР. Кроме этого, в основе геометрии цифр лежат углы ромба. Это тоже уникальный дизайн и абсолютно свежее решение. У болельщиков будет возможность ностальгировать по победам советской эпохи.
- Почему весь спортивный мир стремится к минимализму в дизайне?
- Мир очень сильно изменился за последние лет 20. Появились смартфоны, и люди стали очень много времени проводить в телефоне. Поэтому дизайн не должен быть суетливым. Многие клубы меняют логотипы и форму, следуя современным тенденциям в дизайне.
- Как решить вопрос с рекламой? Большинство болельщиков выступают за то, чтобы её было на игровой форме как можно меньше.
- Стараемся «успокаивать» рекламу. Там, где в логотипа партнёров присутствуют не родные клубу цвета, ищем компромисс, чтобы сделать цвета монохромными. Тогда эти логотипы будут органично смотреться на форме. Именно так и произошло с логотипом компании ERIELL. Огромное спасибо ERIELL за деликатное отношение к команде, так форма выглядит намного лучше.
- Находитесь ли вы в контакте с непосредственными производителями формы?
- Конечно. Мы обязательно учитываем в работе все особенности технологического производства. Нет смысла придумывать какие-то детали, если мы понимаем, что их невозможно воплотить в жизнь при пошиве формы. Мы заинтересованы в том, чтобы всё получилось в лучшем виде.
- У «Спартака» появился чёрный комплект формы.
- Это был сознательный шаг со стороны клуба и нашей студии. Прежде всего, это отличный медийный повод: болельщики обязательно будут обсуждать такой необычный вариант. Кстати, если оглянуться назад, то «Спартак» уже играл в чёрной форме с диагональной надписью. Было это в сезоне 1962/63. На груди, где обычно находится полоса, ромб и литера С, теперь появился принт с фотографиями из истории «Спартака». На всех 30 комплектах чёрной формы будут разные изображения с легендами «Спартака» прошлых лет.
- Когда вы рисуете форму для «Спартака», клуба с большой историей, для вас имеют значение такие понятия, как «традиции», «корни», «преемственность»?
- Традиции должны быть максимально бережно учтены. Это краеугольный камень в работе дизайнера. Но эти традиции должны быть переосмыслены под тренды современного мира.
Студия Quberten
Официальный сайт: quberten.ru
Алексей Зуев (директор компании Zuev Factory)
- Сколько времени требуется, чтобы сшить хоккейную форму?
- Много. Всё зависит от сложности изделия, от объёма заказа. Наше производство работает круглосуточно. И на пошив формы для хоккейного «Спартака» нам потребовалось работать неделю в три смены.
- Сильно ли изменились технологии в производстве спортивной формы?
- Разумеется. Мы стараемся соответствовать тем трендам и тенденциям, которые есть на рынке. Обязательно отслеживаем появление нового оборудования и новых технологий, которые затем приобретаем, чтобы установить на нашем производстве. Понятно, что любую форму надо не только нарисовать, не только сделать классный дизайн. Эту форму надо ещё произвести. И не всегда всё то, что придумал дизайнер, можно произвести. Приходится искать компромиссы. Какие-то элементы формы мы красим сами разными технологиями, какие-то элементы по понтонам от дизайнеров заказываем на фабриках, специализирующихся на производстве тканей.
- Ситуация с эпидемией коронавируса как-то осложнила вашу работу?
- Да. Мы, как и многие, столкнулись с трудностями из-за закрытых границ. Но мы давно работаем на этом рынке, знаем определённые секреты, которые помогают нам решать все проблемы. Поэтому для «Спартака» к старту сезона мы успели произвести качественную игровую форму.
- Какие неразрешимые задачи может перед производством поставить дизайнер?
- В основном это касается технологических деталей, например, расположения логотипов партнёров вблизи швов и сложных узлов. Туда, куда, проще говоря, машина не сможет «подлезть». И в таких случаях начинается сложный процесс согласования с дизайнерами и заказчиком.
- Из каких материалов делают форму для хоккеистов?
- Сейчас появились технологии, позволяющие делать спортивную форму из переработанных материалов. Вопросы сохранения экологии стоят очень остро. У нас в производстве используются разные виды тканей. Комплектующих очень много. Не буду их называть вслух, мы стараемся сохранять в секрете те технологии, которые используем в работе. Но они сертифицированы, и наша продукция отвечает всем современным требованиям. Могу добавить, что размещённый на воротнике логотип КХЛ сделан по особой технологии, которую мы разработали с нашим зарубежным партнёром. Такого лого нет на форме ни одного другого клуба КХЛ.
Zuev Factory - сеть фабрик полного цикла
Официальный сайт: zuevfactory.ru
Андрей Горбунов (арт-директор студии Quberten):
- За сколько дней до старта сезона вы приступаете к разработке дизайна формы?
- Лучше это начать делать как можно раньше. Наша студия очень глубоко погружается в историю, мы уделяем огромное внимание самым различным нюансам. Для нас на первом месте - качество работы, поэтому время - наш союзник. Его должно быть достаточно, чтобы в итоге получился классный продукт.
- В чём принципиальное отличие этой формы от формы пяти предыдущих сезонов?
- Вернулась знаменитая красная спартаковская полоса. И мы этому очень рады. Вместе с полосой на форму вернулся один из символов клуба. Полоса сама по себе является идентификатором команды - издалека уже понятно, что на льду играет «Спартак». Акцент мы сделали именно на полосе. «Спартак» с 1948 года играл с полосой на груди. И раньше даже не всегда на этой полосе размещался ромб. Полоса была и остаётся узнаваемой. На рукавах и внизу джерси полосы больше мешают восприятию. Поэтому мы решили от них избавиться. Получилось чисто и ярко. Важно, что все детали на форме уникальны, они глубоко и тщательно проработаны. Например, мы сделали совершенно новый дизайн номеров. Это авторская разработка нашей студии. Впервые в номера интегрированы даты, особенно важные для клуба - от основания хоккейного «Спартака» до чемпионских титулов и побед в Кубке СССР. Кроме этого, в основе геометрии цифр лежат углы ромба. Это тоже уникальный дизайн и абсолютно свежее решение. У болельщиков будет возможность ностальгировать по победам советской эпохи.
- Почему весь спортивный мир стремится к минимализму в дизайне?
- Мир очень сильно изменился за последние лет 20. Появились смартфоны, и люди стали очень много времени проводить в телефоне. Поэтому дизайн не должен быть суетливым. Многие клубы меняют логотипы и форму, следуя современным тенденциям в дизайне.
- Как решить вопрос с рекламой? Большинство болельщиков выступают за то, чтобы её было на игровой форме как можно меньше.
- Стараемся «успокаивать» рекламу. Там, где в логотипа партнёров присутствуют не родные клубу цвета, ищем компромисс, чтобы сделать цвета монохромными. Тогда эти логотипы будут органично смотреться на форме. Именно так и произошло с логотипом компании ERIELL. Огромное спасибо ERIELL за деликатное отношение к команде, так форма выглядит намного лучше.
- Находитесь ли вы в контакте с непосредственными производителями формы?
- Конечно. Мы обязательно учитываем в работе все особенности технологического производства. Нет смысла придумывать какие-то детали, если мы понимаем, что их невозможно воплотить в жизнь при пошиве формы. Мы заинтересованы в том, чтобы всё получилось в лучшем виде.
- У «Спартака» появился чёрный комплект формы.
- Это был сознательный шаг со стороны клуба и нашей студии. Прежде всего, это отличный медийный повод: болельщики обязательно будут обсуждать такой необычный вариант. Кстати, если оглянуться назад, то «Спартак» уже играл в чёрной форме с диагональной надписью. Было это в сезоне 1962/63. На груди, где обычно находится полоса, ромб и литера С, теперь появился принт с фотографиями из истории «Спартака». На всех 30 комплектах чёрной формы будут разные изображения с легендами «Спартака» прошлых лет.
- Когда вы рисуете форму для «Спартака», клуба с большой историей, для вас имеют значение такие понятия, как «традиции», «корни», «преемственность»?
- Традиции должны быть максимально бережно учтены. Это краеугольный камень в работе дизайнера. Но эти традиции должны быть переосмыслены под тренды современного мира.
Студия Quberten
Официальный сайт: quberten.ru
Алексей Зуев (директор компании Zuev Factory)
- Сколько времени требуется, чтобы сшить хоккейную форму?
- Много. Всё зависит от сложности изделия, от объёма заказа. Наше производство работает круглосуточно. И на пошив формы для хоккейного «Спартака» нам потребовалось работать неделю в три смены.
- Сильно ли изменились технологии в производстве спортивной формы?
- Разумеется. Мы стараемся соответствовать тем трендам и тенденциям, которые есть на рынке. Обязательно отслеживаем появление нового оборудования и новых технологий, которые затем приобретаем, чтобы установить на нашем производстве. Понятно, что любую форму надо не только нарисовать, не только сделать классный дизайн. Эту форму надо ещё произвести. И не всегда всё то, что придумал дизайнер, можно произвести. Приходится искать компромиссы. Какие-то элементы формы мы красим сами разными технологиями, какие-то элементы по понтонам от дизайнеров заказываем на фабриках, специализирующихся на производстве тканей.
- Ситуация с эпидемией коронавируса как-то осложнила вашу работу?
- Да. Мы, как и многие, столкнулись с трудностями из-за закрытых границ. Но мы давно работаем на этом рынке, знаем определённые секреты, которые помогают нам решать все проблемы. Поэтому для «Спартака» к старту сезона мы успели произвести качественную игровую форму.
- Какие неразрешимые задачи может перед производством поставить дизайнер?
- В основном это касается технологических деталей, например, расположения логотипов партнёров вблизи швов и сложных узлов. Туда, куда, проще говоря, машина не сможет «подлезть». И в таких случаях начинается сложный процесс согласования с дизайнерами и заказчиком.
- Из каких материалов делают форму для хоккеистов?
- Сейчас появились технологии, позволяющие делать спортивную форму из переработанных материалов. Вопросы сохранения экологии стоят очень остро. У нас в производстве используются разные виды тканей. Комплектующих очень много. Не буду их называть вслух, мы стараемся сохранять в секрете те технологии, которые используем в работе. Но они сертифицированы, и наша продукция отвечает всем современным требованиям. Могу добавить, что размещённый на воротнике логотип КХЛ сделан по особой технологии, которую мы разработали с нашим зарубежным партнёром. Такого лого нет на форме ни одного другого клуба КХЛ.
Zuev Factory - сеть фабрик полного цикла
Официальный сайт: zuevfactory.ru