Интервью
Роман Любимов: В жизни иногда происходят крутые перемены
Роман Любимов, отыгравший два последних сезона в «Металлурге», этой весной стал очередным новичком «Спартака». После подписания контракта нападающий ответил на вопросы пресс-службы красно-белых.
- Вы уже полтора месяца находитесь в деревне под Тверью. Не скучно?
- Нет, здесь очень хорошо. Есть чем заняться.
- Чем тут можно развлечь себя?
- В первую неделю сделал рогатку, лук. Хожу на рыбалку. На охоту пытаюсь. Могу с детьми повозиться на свежем воздухе. Всё здорово.
- Какая охота в ваших местах?
- Да много кто рядом летает и бегает. Папа купил пневматическую винтовку, вот с ней и пытаюсь охотиться. Но пока без трофеев.
- Рыба в Волге есть?
- Недавно щуку поймали на два и три килограмма. Плотва, подлещик. Но рыбы в последнее время немного. Нерест прошёл, и всё пока затихло.
- Волгу можно перейти вброд?
- Сейчас холодно. А летом спокойно можно дойти до острова.
- Чем вас дети удивляли в последнее время?
- Прежде всего, они очень много едят (смеётся). Во время сезона трудно найти много времени, чтобы с ними поиграть. Выезды, тренировки… А за эти два месяца обратил внимание, что они никогда не устают: могут бегать целый день, а вечером с большим трудом их укладываешь спать. Сейчас отчётливо понимаю, почему во время сезона жена часто устаёт. Я же не замечал: приехал с игры, поиграл с ними 20 минут и пошёл отдыхать. А ей с ними приходится проводить весь день. Это нелегко.
- Есть сериалы, которые «зацепили» в последнее время?
- Много всяких сериалов пересмотрели, но нет такого, который сильно «зацепил». Смотрим от безысходности всё, что выходит.
- До книг руки доходят?
- Пока нет. Я много читаю во время сезона, когда мы куда-нибудь летим или когда живём на выезде.
- В этом году весь отпуск придётся провести в деревне?
- Думаю, да. Но как только снимут ограничения, поеду в Москву, чтобы начать подготовку к сезону со своим тренером по физподготовке.
- По вашим ощущениям, когда жизнь вернётся в привычное русло?
- Не знаю. Я стараюсь как можно меньше читать новостей про эпидемию. Кто-то пишет, что мир будет два года выходить из этой ситуации, кто-то - что вирус постоянно будет мутировать и победить его не удастся совсем…
- Вам в какой-то период всё-таки было страшно?
Мы приехали за город ещё в конце марта, до того, как число заболевших пошло резко вверх. Находимся на самоизоляции, практически ни с кем не контактируем, кроме родных и близких. Правда, некоторое время назад вдруг отцу позвонили из администрации и стали расспрашивать на предмет того, что я прилетел из-за границы. А мы с «Магниткой» играли в плей-офф с «Барысом». Но к тому моменту я уже месяц сидел безвылазно в нашем доме в деревне, так что все опасения чиновников, так оперативно сработавших, были напрасны.
- Вы большую часть жизни провели в ЦСКА. Могли представить, что когда-нибудь окажетесь в «Спартаке»?
- Сложный вопрос. Наверное, не мог представить. Но это моя работа, моя профессия. Сейчас начнётся новый этап в моей жизни, в карьере. Я возвращаюсь в Москву, но в новый клуб. Это хороший экзамен для меня, это серьёзный вызов. Буду стараться.
- Ваши друзья как-то шутили на счёт того, что вы, со своим армейским прошлым, перешли в «Спартак»?
- Нет. Профессиональные игроки понимают, что это работа, это жизнь. И в ней иногда происходят крутые перемены. В «Спартаке» есть много ребят, когда-то игравших в ЦСКА. И мне кажется, они выкладывались за «Спартак» по-максимуму. Просто это наша работа, и её необходимо делать хорошо.
- Переговоры долго шли?
- Нет. В течение одной недели мы договорились и пришли к согласию по всем вопросам.
- Вы готовы к тому, что некоторые болельщики «Спартака» могут первое время относиться к вам настороженно?
- Разумеется. Это понятно. Приходили сообщения от армейских болельщиков, писавших, что, мол, как же так, почему я ухожу в «Спартак»? Думаю, у части болельщиков «Спартака» тоже есть вопросы. В этом нет ничего сверхъестественного: все болельщики переживают за свой клуб, искренне за него болеют, и им не всегда легко принять того или иного решения хоккеиста.
- Правильно будет сказать, что вы не можете быть довольны своим последним сезоном в «Магнитке»?
- Конечно. Нельзя последний сезон занести в актив. И с точки зрения моей личной статистики, и с точки зрения командных результатов. Надеюсь, что возвращение в Москву, мой приход в «Спартак» - это шанс перезагрузить себя и показать то, на что я способен.
- Для себя нашли объяснение тому, что вы набрали непривычно мало для себя очков?
- В позапрошлом сезоне набрал 23 очка, у меня было какое-то движение: получше сыграл - меня подняли во второе-третье звено. А весь прошлый сезон играл в четвёртом звене. Партнёры менялись, а я как играл в четвёртом звене, так и продолжал. Мог провести хороший матч, но моё положение никак не менялось. Плохо сыграл - четвёртое звено, хорошо - всё равно четвёртое. И так - весь сезон. Сами понимаете: набрать много очков очень сложно. Но таким было видение тренера.
- Вы играли в «Магнитке» с Мозякиным, который собирается подписать новый контракт. Себя представляете на льду в 40 лет?
- Тяжело заглянуть так далеко: мне пока только 27. Но человек правильно готовится к тренировкам, к играм. И очень любит хоккей, раз не хочет заканчивать карьеру хоккеиста.
- «Спартак» не может обыграть «Металлург» в Магнитогорске уже почти 30 лет. Может, теперь подскажете, как это сделать?
- Обязательно. Всё, что знаю, расскажу (улыбается). Я, правда, первый раз слышу про такую статистику. Что ж, теперь придётся её менять. На месте разберёмся.
- Со Знарком вы работали в сборной на чемпионате мира 2016 года. Какие остались воспоминания?
- Он знает, как найти подход к команде, к отдельному игроку. Настоящий мотиватор. Человек, который всегда стоит горой за свою команду, за своих ребят.
- Чемпионат мира - турнир скоротечный. И всё-таки - вам удалось когда-нибудь поговорить со Знарком по душам?
- После окончания чемпионата мира Олег Валерьевич звал меня в СКА. И в этом году мы с ним пересеклись в коридоре арены, когда закончился матч «Металлурга» и «Спартака». Олег Валерьевич шёл на пресс-конференцию, увидел меня и сказал: «Давай, приходи в «Спартак». Но в тот момент эти слова он произнёс на ходу. Но сейчас, весной, мы созвонились по телефону. У нас состоялся долгий разговор, Олег Валерьевич рассказал, что ждёт от меня, какую роль хочет мне доверить. Рассказал, что потребуется в сезоне, какой он видит игру «Спартака», как хочет меня использовать. Это было очень хороший разговор.
- Вас не удивило, когда в последней игре чемпионата мира он поставил вас в одно звено с Овечкиным и Кузнецовым?
- Не буду скрывать: я немного волновался в первые минуты, когда узнал об этом. И сразу подумал: вот он, мой путь в «Вашингтон» (смеётся). Да, волновался, но после первого периода волнение утихло. Хотя признаюсь, что всю игру пытался не столько играть в свой привычный хоккей, сколько сделать так, чтобы подстроиться под игру ребят.
- Вам где комфортнее: в центре или на фланге?
- Если честно: уже без разницы. За последние несколько лет мне приходилось играть и в центре, и на краю. Много случаев, когда начинал игру в центре, а по ходу переходил на край. Или наоборот. Для меня нет большой разницы. Хотя есть отдельные нюансы. Поэтому на собраниях перед игрой всегда внимательно слушаю не только за тем, какие задания у крайних игроков, но и за тем, что необходимо делать центральным.
- Как планирует вас использовать Олег Знарок - в центре или с краю?
- Он сказал, чтобы я был готов играть и в центре, и с краю. Всё будет зависеть от конкретной ситуации.
- КХЛ проводила опрос игроков и большинство назвали своим самым любимым тренером Знарка. Как думаете, почему?
Повторюсь: он может найти подход к любому игроку. И в целом ко всей команде. Это очень ценное качество. И «своих» в обиду не даёт. Постоянно «живёт» на лавке, у него настоящие эмоции.
- В «Спартаке» у вас много знакомых?
- Конечно. Со многими ребятами играл вместе - Никита Беспалов, Сергей Широков, Илья Зубов, Яша Рылов… Перечислять можно полкоманды.
- Как вы летом обычно готовитесь?
- Примерно за три с половиной недели до выхода из отпуска начинаю заниматься с тренером по физподготовке. Уже семь лет работаю с одним и тем же тренером - Павлом Маркиданом. У нас есть отлаженная и проверенная временем система. Единственное, что перед отъездом в Америку я с Павлом больше времени работал вместе, потому что нужно было раньше выйти на уровень суперформы. А сейчас, перед предсезонкой в России, мне хватит двадцати с небольшим дней, чтобы хорошо подготовиться к началу сборов. Тут важно сохранить баланс и избежать того, что к старту сезона будешь вымотан морально и физически.
- Чем конкретно будете заниматься до начала сборов?
- Чередуем: день работаем в тренажерном зале, день - в легкоатлетическом манеже. Бег, прыжки, упражнения на выносливость… Повторю, что у нас есть уже отработанная годами программа, которой стараемся придерживаться.
- Что вы хотите для себя от будущего сезона?
- Выиграть Кубок Гагарина вместе со «Спартаком».
- Это реалистичная задача?
- У нас собирается очень хорошая команда, и многое будет по силам. И всё будет зависеть от каждого из нас.
- Вы уже полтора месяца находитесь в деревне под Тверью. Не скучно?
- Нет, здесь очень хорошо. Есть чем заняться.
- Чем тут можно развлечь себя?
- В первую неделю сделал рогатку, лук. Хожу на рыбалку. На охоту пытаюсь. Могу с детьми повозиться на свежем воздухе. Всё здорово.
- Какая охота в ваших местах?
- Да много кто рядом летает и бегает. Папа купил пневматическую винтовку, вот с ней и пытаюсь охотиться. Но пока без трофеев.
- Рыба в Волге есть?
- Недавно щуку поймали на два и три килограмма. Плотва, подлещик. Но рыбы в последнее время немного. Нерест прошёл, и всё пока затихло.
- Волгу можно перейти вброд?
- Сейчас холодно. А летом спокойно можно дойти до острова.
- Чем вас дети удивляли в последнее время?
- Прежде всего, они очень много едят (смеётся). Во время сезона трудно найти много времени, чтобы с ними поиграть. Выезды, тренировки… А за эти два месяца обратил внимание, что они никогда не устают: могут бегать целый день, а вечером с большим трудом их укладываешь спать. Сейчас отчётливо понимаю, почему во время сезона жена часто устаёт. Я же не замечал: приехал с игры, поиграл с ними 20 минут и пошёл отдыхать. А ей с ними приходится проводить весь день. Это нелегко.
- Есть сериалы, которые «зацепили» в последнее время?
- Много всяких сериалов пересмотрели, но нет такого, который сильно «зацепил». Смотрим от безысходности всё, что выходит.
- До книг руки доходят?
- Пока нет. Я много читаю во время сезона, когда мы куда-нибудь летим или когда живём на выезде.
- В этом году весь отпуск придётся провести в деревне?
- Думаю, да. Но как только снимут ограничения, поеду в Москву, чтобы начать подготовку к сезону со своим тренером по физподготовке.
- По вашим ощущениям, когда жизнь вернётся в привычное русло?
- Не знаю. Я стараюсь как можно меньше читать новостей про эпидемию. Кто-то пишет, что мир будет два года выходить из этой ситуации, кто-то - что вирус постоянно будет мутировать и победить его не удастся совсем…
- Вам в какой-то период всё-таки было страшно?
Мы приехали за город ещё в конце марта, до того, как число заболевших пошло резко вверх. Находимся на самоизоляции, практически ни с кем не контактируем, кроме родных и близких. Правда, некоторое время назад вдруг отцу позвонили из администрации и стали расспрашивать на предмет того, что я прилетел из-за границы. А мы с «Магниткой» играли в плей-офф с «Барысом». Но к тому моменту я уже месяц сидел безвылазно в нашем доме в деревне, так что все опасения чиновников, так оперативно сработавших, были напрасны.
- Вы большую часть жизни провели в ЦСКА. Могли представить, что когда-нибудь окажетесь в «Спартаке»?
- Сложный вопрос. Наверное, не мог представить. Но это моя работа, моя профессия. Сейчас начнётся новый этап в моей жизни, в карьере. Я возвращаюсь в Москву, но в новый клуб. Это хороший экзамен для меня, это серьёзный вызов. Буду стараться.
- Ваши друзья как-то шутили на счёт того, что вы, со своим армейским прошлым, перешли в «Спартак»?
- Нет. Профессиональные игроки понимают, что это работа, это жизнь. И в ней иногда происходят крутые перемены. В «Спартаке» есть много ребят, когда-то игравших в ЦСКА. И мне кажется, они выкладывались за «Спартак» по-максимуму. Просто это наша работа, и её необходимо делать хорошо.
- Переговоры долго шли?
- Нет. В течение одной недели мы договорились и пришли к согласию по всем вопросам.
- Вы готовы к тому, что некоторые болельщики «Спартака» могут первое время относиться к вам настороженно?
- Разумеется. Это понятно. Приходили сообщения от армейских болельщиков, писавших, что, мол, как же так, почему я ухожу в «Спартак»? Думаю, у части болельщиков «Спартака» тоже есть вопросы. В этом нет ничего сверхъестественного: все болельщики переживают за свой клуб, искренне за него болеют, и им не всегда легко принять того или иного решения хоккеиста.
- Правильно будет сказать, что вы не можете быть довольны своим последним сезоном в «Магнитке»?
- Конечно. Нельзя последний сезон занести в актив. И с точки зрения моей личной статистики, и с точки зрения командных результатов. Надеюсь, что возвращение в Москву, мой приход в «Спартак» - это шанс перезагрузить себя и показать то, на что я способен.
- Для себя нашли объяснение тому, что вы набрали непривычно мало для себя очков?
- В позапрошлом сезоне набрал 23 очка, у меня было какое-то движение: получше сыграл - меня подняли во второе-третье звено. А весь прошлый сезон играл в четвёртом звене. Партнёры менялись, а я как играл в четвёртом звене, так и продолжал. Мог провести хороший матч, но моё положение никак не менялось. Плохо сыграл - четвёртое звено, хорошо - всё равно четвёртое. И так - весь сезон. Сами понимаете: набрать много очков очень сложно. Но таким было видение тренера.
- Вы играли в «Магнитке» с Мозякиным, который собирается подписать новый контракт. Себя представляете на льду в 40 лет?
- Тяжело заглянуть так далеко: мне пока только 27. Но человек правильно готовится к тренировкам, к играм. И очень любит хоккей, раз не хочет заканчивать карьеру хоккеиста.
- «Спартак» не может обыграть «Металлург» в Магнитогорске уже почти 30 лет. Может, теперь подскажете, как это сделать?
- Обязательно. Всё, что знаю, расскажу (улыбается). Я, правда, первый раз слышу про такую статистику. Что ж, теперь придётся её менять. На месте разберёмся.
- Со Знарком вы работали в сборной на чемпионате мира 2016 года. Какие остались воспоминания?
- Он знает, как найти подход к команде, к отдельному игроку. Настоящий мотиватор. Человек, который всегда стоит горой за свою команду, за своих ребят.
- Чемпионат мира - турнир скоротечный. И всё-таки - вам удалось когда-нибудь поговорить со Знарком по душам?
- После окончания чемпионата мира Олег Валерьевич звал меня в СКА. И в этом году мы с ним пересеклись в коридоре арены, когда закончился матч «Металлурга» и «Спартака». Олег Валерьевич шёл на пресс-конференцию, увидел меня и сказал: «Давай, приходи в «Спартак». Но в тот момент эти слова он произнёс на ходу. Но сейчас, весной, мы созвонились по телефону. У нас состоялся долгий разговор, Олег Валерьевич рассказал, что ждёт от меня, какую роль хочет мне доверить. Рассказал, что потребуется в сезоне, какой он видит игру «Спартака», как хочет меня использовать. Это было очень хороший разговор.
- Вас не удивило, когда в последней игре чемпионата мира он поставил вас в одно звено с Овечкиным и Кузнецовым?
- Не буду скрывать: я немного волновался в первые минуты, когда узнал об этом. И сразу подумал: вот он, мой путь в «Вашингтон» (смеётся). Да, волновался, но после первого периода волнение утихло. Хотя признаюсь, что всю игру пытался не столько играть в свой привычный хоккей, сколько сделать так, чтобы подстроиться под игру ребят.
- Вам где комфортнее: в центре или на фланге?
- Если честно: уже без разницы. За последние несколько лет мне приходилось играть и в центре, и на краю. Много случаев, когда начинал игру в центре, а по ходу переходил на край. Или наоборот. Для меня нет большой разницы. Хотя есть отдельные нюансы. Поэтому на собраниях перед игрой всегда внимательно слушаю не только за тем, какие задания у крайних игроков, но и за тем, что необходимо делать центральным.
- Как планирует вас использовать Олег Знарок - в центре или с краю?
- Он сказал, чтобы я был готов играть и в центре, и с краю. Всё будет зависеть от конкретной ситуации.
- КХЛ проводила опрос игроков и большинство назвали своим самым любимым тренером Знарка. Как думаете, почему?
Повторюсь: он может найти подход к любому игроку. И в целом ко всей команде. Это очень ценное качество. И «своих» в обиду не даёт. Постоянно «живёт» на лавке, у него настоящие эмоции.
- В «Спартаке» у вас много знакомых?
- Конечно. Со многими ребятами играл вместе - Никита Беспалов, Сергей Широков, Илья Зубов, Яша Рылов… Перечислять можно полкоманды.
- Как вы летом обычно готовитесь?
- Примерно за три с половиной недели до выхода из отпуска начинаю заниматься с тренером по физподготовке. Уже семь лет работаю с одним и тем же тренером - Павлом Маркиданом. У нас есть отлаженная и проверенная временем система. Единственное, что перед отъездом в Америку я с Павлом больше времени работал вместе, потому что нужно было раньше выйти на уровень суперформы. А сейчас, перед предсезонкой в России, мне хватит двадцати с небольшим дней, чтобы хорошо подготовиться к началу сборов. Тут важно сохранить баланс и избежать того, что к старту сезона будешь вымотан морально и физически.
- Чем конкретно будете заниматься до начала сборов?
- Чередуем: день работаем в тренажерном зале, день - в легкоатлетическом манеже. Бег, прыжки, упражнения на выносливость… Повторю, что у нас есть уже отработанная годами программа, которой стараемся придерживаться.
- Что вы хотите для себя от будущего сезона?
- Выиграть Кубок Гагарина вместе со «Спартаком».
- Это реалистичная задача?
- У нас собирается очень хорошая команда, и многое будет по силам. И всё будет зависеть от каждого из нас.