Интервью

Роман Любимов: На третий день я спросил: «А когда будет тяжело?»

Роман Любимов: На третий день я спросил: «А когда будет тяжело?»
Роман Любимов, ставший этой весной игроком «Спартака», пообщался с Артёмом Батраком и болельщиками в прямом эфире нашего Instagram.

- Роман, как вы время на карантине проводили? Чем занимались?
- С семьёй приехал к моим родителям на дачу в Тверскую область: свежий воздух, рыбалка и прогулки.

- Некоторые считают, что спортсменам тяжелее находиться на самоизоляции, чем людям, не имеющим к спорту отношения. Это потому, что вы всегда привыкли соревноваться друг с другом и просто постоянно заниматься физическими нагрузками. Вам такая мысль в голову не приходила?
- Сейчас есть время чуть-чуть поработать над собой. Надо отдохнуть, восстановиться и залечить травмы. И хорошо подготовиться к новому сезону.

- У вас есть Instagram, Twitter и даже Snapchat в отличие от многих хоккеистов. Почему достаточно редко ими пользуетесь?
- Не знаю даже, что и ответить. Наверное, времени не хватает туда что-то выставлять. А в Twitter я подписан на несколько страниц только для того, чтобы узнавать новости, а не искать их в браузере. Из всех социальных сетей предпочитаю Instagram.

- Вашему сыну три года. Вы его уже на коньки ставить начали, если посмотреть ваш Instagram. Не рано?
- Он сам попросил, потому что дочка, которая постарше, занимается фигурным катанием. И сын сказал, что тоже хочет кататься. Пришлось ему купить коньки - это было его желание. Если нравится, пусть катается.

- А вы сами в каком возрасте начинали заниматься хоккеем?
- Меня отец привёл на лёд, когда мне было пять лет. Но сначала я вышел в фигурных коньках и без экипировки. Помню, что упал и сильно ударился головой об лёд. И тогда понял, что это, наверное, моё.

- Многие дети в наше время начинают заниматься хоккеем очень рано. Ваше поколение начинало в пять, шесть и даже семь лет.
- Сейчас хоккей такой, что тот, кто очень хорошо катается, получит в связи с новыми правилами преимущество. Цеплять нельзя, за это удаляют. Поэтому начинать надо пораньше, если хочешь, чтобы твой ребёнок чего-то добился. Но самое главное не заставлять, а делать так, чтобы ребёнку нравилось, чтобы он получал удовольствие.

- В 2010 году вы поехали на юниорский чемпионат мира в составе сборной России. Почему не получилось забрать какую-нибудь медаль?
- Трудно сказать. У нас была прекрасная команда, много ребят из той команды и сейчас играют на высоком уровне. Взять, Женю Кузнецова, например. В полуфинале со шведами мы пропустили какой-то курьёзный гол: от ноги своего защитника шайба влетела в ворота. А в «бронзовом» матче с Финляндией первый период закончили со счётом 0:3, и шансов было мало. Да и финны нам не дали сделать ничего толкового.

- Евгений Кузнецов в той сборной сильно выделялся. Было понятно, что это будущая звезда мирового хоккея?
- Было видно и по технике, и по катанию, и « по голове», что он в полном порядке.

- Он мог взять шайбу и всю пятёрку обыграть?
- Он уже тогда был приспособлен ко взрослому хоккею и играл в более умный хоккей.

- Давайте вспомним минувший сезон. Вы были на площадке в момент курьёзнейшего гола во время матча «Металлург» - «Трактор». Тогда вратарь соперника Александр Судницын попал в лицо своему игроку, и шайба залетела в ворота. Вы были в 10 метрах от этого эпизода. Что-то подобное было у вас в карьере?
- Нет. Мы играли в меньшинстве, у нас Алексей Береглазов выбросил шайбу из своей зоны подальше. Я побежал в чужую зону поддавливать, а у их вратаря и защитника произошла какая-то суматоха. После этого гола Береглазов сказал мне спасибо за то, что я побежал прессинговать в чужую зону.

- В прошлом сезоне вашу тройку с Тимкиным и Неколенко вообще не разбивали. Ваша роль была в том, чтобы сдерживать соперника?
- Всё правильно. Абсолютно все тройки весь сезон перемешивались, тренеры искали новые сочетания, а мы так и играли постоянно втроём. На некоторые игры у нас были задачи выходить против определённого звена и сдерживать тройку соперника. Отсюда такая невысокая результативность у всей тройки за сезон.

текст
- Кстати, может с Неколенко обсуждали ваш переход «Спартак»? Архип не последний хоккеист для красно-белых.
- Мы с ним переписываемся и иногда играем по сети в PUBG с телефона. Сейчас я практически не играю, потому что нахожусь на даче, и тут интернет не самый хороший. Правда, скорости хватает, чтобы выйти в прямой эфир.

- А Дмитрий Вишневский не играет с вами? Он тоже этой игрой увлекается.
- Я с ним только заочно знаком. Сезон длинный, наверняка успеем поиграть.

- На какую роль рассчитываете в «Спартаке» безотносительно того, что вы обсуждали с тренерами?
- Начнём с позиции. Мне всё равно, где играть - с края или в центре. Роль? Главное приносить пользу. Я буду выкладываться в каждой игре.

- Кого из ребят знаете в «Спартаке»? С кем хорошо знакомы?
- Со многими, сейчас тяжело всех перечислить.

- Почему вы играете обычно под 13 номером? Вы же и в «Спартаке» наверняка возьмёте этот номер.
- Разумеется. Я в детстве в Твери, когда занимался хоккеем, играл за ребят 1991 года рождения и хотел взять 12-й номер. Но он там был с капитанской нашивкой, поэтому пришлось взять следующий, 13-й. Понятное дело, что я был младше и капитаном стать не мог.

- Вы как-то переживаете по поводу того, что болельщики «Спартака» не сразу могут вас принять? Всё-таки вы долгое время играли за ЦСКА.
- Могу сказать, что буду делать своё дело, буду выкладываться в каждой игре. Надеюсь, что моя игра за «Спартак», моя самоотдача поможет убедить болельщиков, что я нужен команде.

- В сезоне 2016/17 вы поехали в «Филадельфию». Какие были первые впечатления от НХЛ? Какое впечатление было от первой тренировки?
- Меня очень удивили сборы. В России это проходит несколько по-другому. У нас ты приезжаешь, и тебя два месяца тренируют до изнеможения. А в Америке у нас был лёд и зал. И всё. На третий день я спросил: «А когда будет тяжело?» Мне сказали, что уже тяжело. Лёд и зал - у них это и есть подготовка.

- Вы же наверняка знали об этом до приезда. Смогли хорошо подготовиться к официальным матчам?
- Я приехал в очень хорошей форме. И да, я знал, чего ждать. У нас нужно готовиться к предсезонке, а в НХЛ надо готовиться к сезону. Надо приезжать во всеоружии и на пике форме, чтобы с момента старта выставочных игр показывать свой уровень.

- А первую шайбу, которую вы забили «Детройту», забрали?
- Конечно. Её взял персонал команды, сделал памятную рамку с фотографией. Потом вручили мне. Она висит у меня дома.

- Некоторые коллекционируют свои первые шайбы в разных лигах или юбилейные шайбы.
- Ну, до юбилейного сотого гола мне ещё долго. А так, есть первая шайба из ВХЛ, КХЛ и за сборную России с чемпионата мира. И из НХЛ, я уже говорил об этом.

- Кто вас больше всех удивлял в НХЛ? Может, Кросби?
- Больше всего внимания я уделял тому, как готовятся ребята из команды. За своей подготовкой тоже смотрел. Много смотрел, как тренировался и играл мой партнёр по команде Клод Жиру. Понятное дело, что и в других командах были большие мастера, но тут я мог смотреть на человека каждый день. Это было интересно.

- Из русских в «Филадельфии» были вы и Иван Проворов. Много приходилось общаться по-английски. Трудности были?
- Конечно, потому что ехал практически без языка. Английский был на уровне школьной программы. Там мне дали репетитора, но она не говорила по-русски, и я вообще с ней занимался только на предсезонке. В сезоне времени уже не было, и я отправил этого репетитора заниматься с моей женой. Она в итоге теперь прекрасно говорит на английском, а мне разговор в компании за ужином даётся непросто, хотя хоккейный язык понимаю нормально.

- Можете вспомнить, как ездили в турне по Северной Америке в составе команды «Звёзд МХЛ»? Все ребята тогда удивлялись, что народу на матчах собиралось очень много.
- Мы играли против студенческих команд, и у всех были огромные стадионы. Это впечатляло. А ещё в том турне мы играли с университетом Северной Дакоты, у них главным тренером был Дэйв Хэкстол, который потом был и в «Филадельфии».

- У «Звёзд МХЛ» было два турне по Америке. Одно сложное, другое лёгкое. Вам какое досталось?
- Я играл, когда было сложно.

- Последний вопрос из чата. Сможете хотя бы раз принять участие в «Гуда-шоу» вместе с Юлиусом?
- Если он предложит, то почему нет?