О нас пишут

Красно-белая почта


Популярных команд в России — что в футболе, что в хоккее — немало. Но настоящих брендов – пересчитать по пальцам.


Вряд ли кто-то, даже самый отчаянный и прожжённый любитель красно-синих цветов, будет спорить, что "Спартак” – одно из немногочисленных знаковых имён отечественного спорта. Вот только если в футбольном мире "Спартак”, даже болтаясь в середине таблицы, не перестаёт оставаться фаворитом и грандом, то хоккейный собрат подобной индульгенцией в высший свет похвастать уже не может.

"Спартак” ещё недавно, в пору удачного периода работы Ржиги, будоражил сознание красно-белых и вызывал эстетический восторг у истинных любителей хоккея иных окрасов. Конечно, за ту команду не болела вся страна, на просторах России у всех свои герои, но симпатию "Спартак” вызывал. Смешно сказать, но набивший оскомину и уже в какой-то мере мифический спартаковский стиль в футболе умер, а в хоккее подвергся реинкарнации. Что бы там ни придумывали маркетологи, а лучше зрелищной игры и счёта на табло ещё ничего зрителей не привлекало. Но когда что-либо, а тем более спортивная команда, зависит от харизмы одного человека – это имеет риск когда-то оборваться. И вот вроде бы популярный ещё вчера "Спартак” собирает в "Сокольниках” на игре против минских "зубров” несчастные и красноречивые 800 человек. Народ забыл о "народной" команде?

И вот тогда, когда для бренда "Спартак” наступили не лучшие времена, пришло время решительных действий. Что-что, а ребрендинг такому увесистому и привязанному по рукам и ногам к своей истории клубу не подходит категорически. Это "Атлант”, который по своему возрасту только вышел из памперсов и ещё ходит в детский сад, может не стесняться заигрывать с цветами, дизайном формы и чуть ли не каждый год менять эмблему. Вот и на этот раз мытищинцы учудили и приняли решение в следующем сезоне играть в одном комплекте жёлтого цвета: дома и на выезде. В это межсезонье намечаются изменения во внешнем виде и у новосибирской "Сибири”, которая, не затрагивая названия и логотипа, намерена уйти от красно-синих цветов – их в лиге и так переизбыток. "Югра”, ещё только обживающаяся в КХЛ, наконец-то нашла для себя эмблему и талисман – им большинством болельщиков выбран мамонт.

"Спартак” в своё время даже не стал экспериментировать с названием для молодёжной команды. Никаких вам "тигров”, "снайперов”, "ястребов” и прочих пернатых. МХК — и всё тут! Сухо, но больно уж велик риск потерять главное – имя. Солидарны с красно-белыми были и их извечные соседи-соперники "Динамо” и ЦСКА – все они представители "Большой тройки”, которые по праву могут пенять другим клубам КХЛ на отсутствие клубной истории. О модернизации эмблемы тоже не принято говорить вслух. Ромбик, диагональная полоса и сакральная буква "С” – это словно скипетр, держава и шапка Мономаха для царя! Искать то, что катализировало бы всплеск любви у болельщиков, особенным клубам нужно в ином.

Забота о своих болельщиках – вот ключ к успеху, а в нашем случае – к росту посещаемости. "Спартаку”, позвольте такую бредовую мысль, исторически не повезло – базируется он в Москве. В городе, где, чтобы добраться из одного конца мегаполиса в другой, потребуется отложить все дела в долгий ящик, а земля стоит столько, что позволить себе что-то на ней построить могут далеко не все сильные мира сего. Так что кто бы что ни говорил о продуваемых сквозняком "Сокольниках”, с устаревшей инфраструктурой московского хоккея приходится мириться, хотя приподнятое настроение от похода на хоккей в Москве получают только настоящие любители лучшей игры без мяча.

"Спартаку” по части спортивного маркетинга есть куда развиваться, дел тут непочатый край. Да оно и понятно. Что уж говорить, если в России от силы можно найти 4-5 книг о спортивном маркетинге, переведённых на русский язык, а специалистов в этой области на всех уж точно не хватит. "КХЛ-Маркетинг” под руководством Ильи Кочеврина существует лишь три года, и хотя можно в данном случае говорить о каких-то успехах, до клубов КХЛ идеи доходят не всегда, а порой их просто невозможно реализовать не местах. В таких случаях, когда клубы пущены в свободное плаванье, им приходится придумывать что-то самим. Брать инициативу в свои руки.

Буквально пару дней назад "Спартак” сделал небольшой шаг в будущее. И дело не в том, что новый главный тренер Виктор Пачкалин вслед за тандемом Быков — Захаркин освоил "хоккей будущего” – новшество из другой области. "Спартак” первым не только из клубов КХЛ, но и вообще впервые в российском профессиональном спорте предоставил своим болельщикам возможность завести электронную почту на домене родного клуба. Красно-белые и раньше были заметны в околохоккейных делах: атрибутику "Спартака” можно найти как на "Фансайде”, так и на просторах официального магазина КХЛ, а календарь с прекрасными девушками в красно-белом боди-арте может заинтересовать и фанатов других клубов. Но собственный домен для почты – это действительно что-то новенькое.

Удивительно, что до подобного нововведения никто из российских спортивных маркетологов на додумался ранее. Это не столь затратно, а налицо только польза и удобство для тех, кому небезразличен сокровенный ромбик. Для болельщиков, и это установили как всё те же маркетологи, так и их собратья-социологи, важно ассоциирование себя с клубом и чувство принадлежности. Отсюда и идёт любовь болельщиков всех мастей к шарфикам, сеткам, брелкам и стремление к членству в фанатских организациях. Чувствовать, что ты часть великого клуба, а порой и настоящей семьи, – это лучшее, что может дать спорт человеку. Ну, может быть, только Кубок Гагарина способен это перевесить.

В этом ряду стоит и новинка "Спартака”. Почта, в основе которой лежит семь букв — "spartak”, – это ещё один винтик в самоопределении, что её владелец спартаковец. Представьте ситуацию, что вы по рабочим делам отправляете документы, а в контактах, где указан e-mail, значится @spartak.ru. И тут невзначай вы находите такого же, как вы, болельщика "Спартака”. Вы обмениваетесь приветствиями, завязывается беседа на животрепещущую тему, а договоры, встречи и прочее проходят как по маслу. Увидеть издалека того, с кем вас объединяет один-единственный клуб, теперь будет возможно не только на улицах города, но и в Сети.

Удивительно, но клубной почты нет ни у кого не только в КХЛ, но и в более прогрессивной лиге – НХЛ. Конечно, дело не в том, что "Детройт” или "Питтсбург” не способны додуматься или реализовать то, к чему пришёл "Спартак”. Просто в НХЛ всё завязано на централизации и всем правит Nhl.com, там всё приведено к единому знаменателю. Уникальность спартаковской идеи не оспорить, но она родилась скорее вопреки, чем благодаря. Так, например, в КХЛ уже давно назрело приведение всех сайтов клубов лиги к единому образцу, как это сделано и отлично работает за океаном. Пока же нашим клубам, что хоккейным, что футбольным, приходится идти своей дорогой. У кого-то она уложена асфальтом, у других это недавно протоптанная тропинка, у третьих – непаханое поле.

Почта@spartak.ru – именно так будет выглядеть ваша почта, если вы симпатизируете одному из самых популярных российских клубов и вам не слишком дорог предыдущий E-mail. Хотя и в этом случае спартаковское новшество прекрасный повод для того, чтобы начать меняться. Для начала хотя бы в мелочах, которых, как известно, не бывает.

"Возможность завести спартаковский почтовый ящик предоставляется болельщикам не только хоккейного клуба, но и вообще всем спартаковцам, — сказал для "Чемпионат.ру" начальник управления по связям с общественностью ХК "Спартак" Александр Малышев. — Добро пожаловать на spartak.ru".