О нас пишут

Боже ты мой, Москва пошла на хоккей!


На днях Владимир Владимирович объявил по телевизору: «Тут Павел Лысенков призвал всю страну болеть за московский «Спартак»…»

Я аж вздрогнул!

Если точнее, ведущий передачи «Континентальный вечер» Владимир Владимирович Гучек произнес эту фразу в прямом эфире «Матч ТВ». Но я его прервал: «Минуточку, уважаемые граждане. Я, допустим, к такому не призывал. Возьмите свои слова обратно. Ведь ежели такое сказать, то что о нас подумают любители хоккея динамовского, армейского и зауральского, не говоря уже о дальневосточном?»

В советское время гуляла фраза, которой любили щеголять на всех углах в столице: «Без московского хоккея не будет у нас сборной». Так это понятно, в СССР лучшие силы аккумулировались в ЦСКА, «Динамо», что-то доставалось «Спартаку», «Крылышкам», хорошо воспитывали молодежь в Воскресенске, откуда она переезжала в ЦСКА. Круг замыкался…

Теперь многое изменилось, и в том же Санкт-Петербурге над этой фразой посмеются. Мы уже привыкли к тому, что Москва по посещаемости матчей КХЛ – уверенный середняк без проблесков. Оценим прошлый сезон: ЦСКА (25 место в лиге) – 3 269 зрителей в среднем, «Динамо» (15 место) – 5 344, «Спартак» (8 место) – 7 025. У красно-белых заполняемость арен составила 61,7 процента, хотя команда в прошлом сезоне проводила матчи не только в «ВТБ Ледовый дворец», но и в «Лужниках».



В общем, не минское «Динамо» (13 153), и даже не СКА (11 375). Но смотрите, что произошло в новогодние праздники со «Спартаком»! Спасибо изданию «Бизнес Online», там сделали хорошее исследование.

- 4 января, матч с «Салаватом Юлаевым» – 11 300 болельщиков.

- 6 января, с «Ак Барсом» – 10 804.

- 8 января, с «Нефтехимиком» – 9 347

Да, «Спартак» теперь конкурентоспособен, ведет ожесточенную борьбу за место в плей-офф. И в Парке легенд есть новая арена, где пахнет попкорном. Туда приятно приходить.

Но глобальный фактор – новогодние праздники. Что было после них?

9 января, матч с «ХК Сочи» – уже 7115 зрителей. Люди вернулись в рутину, и на хоккей так просто не попадешь. А что делать в первые дни января, когда шампанское выпито, и съеден весь оливье? Водить детей на елки, заглянуть в кинотеатр – на фильм о баскетболе. Конечно, молодежный чемпионат мира, который не дает спать ночью. Но чем еще заняться?

Поэтому народ без спешки – с чувством, с толком, с расстановкой – ходил на хоккей. Арены заполнялись на 88 процентов, средняя посещаемость выросла на 15 процентов. При этом в роли цементного тазика на ногах выступил «Куньлунь» (1 474 зрителя), где в праздники прошли три матча в Шанхае. Это подпортило статистику, да и китайский новый год лишь в середине февраля. А если брать только Россию, то средняя посещаемость волшебно поднимается до 6 903 зрителей (заполняемость – 96%), и это очень круто.



Сразу возникает соблазн запихать в новогодние праздники по четыре-пять матчей, чтобы срубить кассу. Но думаю, это не сработает. Через день ходить на хоккей – такого не выдержит изнуренный нарзаном бюджет. Да и однообразие надоест.

Но два вывода делаем железно. Во-первых, КХЛ в эти новогодние дни нужно устраивать Зимнюю классику. Шаги в этом направлении делаются. В декабре в Хельсинки прошел матч под открытым небом между «Йокеритом» и СКА. В январе в Риге состоится такая же игра на свежем воздухе между двумя «Динамо», латышским и белорусским. Теперь нужно совершить прорыв в Россию – на футбольные стадионы, которые пустуют в январе, потому что РФПЛ спит до марта.

За океаном уже 10 лет подряд проводят Зимнюю классику в районе 1 января. Общая посещаемость таких матчей – 569 171 зрителей. Недавняя игра между «Баффало» и «Рейнджерс» хоть провалилась по телерейтингам, но собрала 40 818 зрителей. Даже на молодежном чемпионате мира решили повторить опыт, и на встречу США с Канадой получили 44 592 болельщика. С неба плотно валил снег, площадка утонула в сугробах, а от холода даже не спасал алкоголь, но народу такая движуха нравилась. Собрать уже 20 000 фанатов где-нибудь на футбольном стадионе в Москве или Питере – и будет рекорд посещаемости одного матча КХЛ, и статистика резко подскочит вверх. Пусть «Спартак» сыграет с ЦСКА на «Открытии» в хоккей. Это вообще разрыв шаблонов!

Во-вторых, и такое уже сделано, новогодние праздники должен венчать Матч Звезд КХЛ. «Show must go on», как пели классики. Уже здорово, что в Астане решили сотворить хет-трик, соединив воедино звездные матчи ЖКЛ, МХЛ и КХЛ.

Не знаю, сколько зрителей соберется в выходные. Но нам обещают аншлаг. Ну а «Спартаку» пожелаем развить успех. Все эти ретро-матчи и работа маркетинга должны дать результат. Если в Москве научатся раскручивать хоккей на уровне Санкт-Петербурга, это уже будет революция.