События клуба
Последний романтик
Сегодня утром в больнице Ростова-на-Дону умер один из самых известных болельщиков «Спартака» Алексей «Бахыт». Накануне он попал в страшное ДТП, врачи боролись за его жизнь, но спасти не смогли.
… Он был романтиком. Романтиком дороги, которая манила его много-много лет. Среди болельщиков «Спартака» немало тех, кто регулярно «гоняет на выезда», но Алексей был даже в этой среде уникальным человеком. Больше четырехсот выездов. Всю Россию и Европу - вдоль и поперёк. Он уже не мог жить иначе. Четыре года назад на трибуне в Екатеринбурге мы подарили ему свитер с цифрой 100 - тот выезд стал для него юбилейным «за шайбу». В этом году он рассчитывал перешагнуть цифру 200.
Мы виделись совсем недавно. На турнире в Чехии. Он был на игре с «Маунтфилдом», потом с «Динамо» (Пардубице). Говорил буднично, а я в душе в очередной раз удивлялся: «Отсюда лечу в Милан, из Милана в Швейцарию на игру с «Туном». Из Туна в Цюрих, дальше - в Москву (так дешевле), из Москвы в Курск на «Спартак-2». Оттуда в Грозный…» И так день за днём. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Алексей давно выбрал свой путь. Жил в дороге. И умер в своей стихии.
Это интервью мы сделали четыре года назад для клубного журнала.
- Когда-то Пушкин в «Евгении Онегине» подарил миру выражение «Охота к перемене мест». Это про тебя тоже?
- Пожалуй, да. Как поется в одной небезызвестной песне: «Это дело не блажь на час, это жизни большая часть…» Я занимаюсь этим последние 10 лет. Выезды и путешествия в целом - это как наркотик.
- Корни любви к «Спартаку» - откуда они?
- Я родился и первые несколько лет жизни прожил в подмосковной Тарасовке, где расположена тренировочная база футбольного «Спартака», поэтому вопрос, за кого болеть, у меня даже не стоял. «Спартак» - это моя «local team». Плюс ко всему все началось у меня в 1997 году, когда был всплеск очередной волны фанатизма, на которой я и влился в это движение.
- Первый выезд «на шайбу» - куда и когда?
- На футбольную трибуну я впервые попал в 1998 году и плотно катался до 2001 года, потом была пауза на несколько лет, связанная с разными причинами, пока, наконец, в конце 2005 года я не вернулся на сектор, осознав, что больше не могу без этого.
«На шайбу» впервые я попал лишь в начале сезона 2007/08, когда «Спартак» возродился после годичного отсутствия. Той же осенью я пробил свой первый выезд «за шайбу» - это был Ярославль. Мы поехали туда вдвоем на машине с моим незабвенным другом и известным фанатом Сашей Крючком, которого, к сожалению, уже с нами нет.
С того выезда мне запомнился желтый дым на нашем секторе, и, как следствие, драка с ОМОНом. Было весело.
- Матч хоккейного «Спартака», который ты не забудешь никогда?
- В памяти тут же всплывает баталия в плей-офф с «Локомотивом» в сезоне 2009/2010 годов. Наша команда тогда едва заявилась на сезон, ведь изначально денег хватало только на 1/3 чемпионата. Тем не менее мы отлично прошли «регулярку», а в первом раунде плей-офф камня на камне не оставили от московского «Динамо». Дальше был «Локомотив», после трех матчей мы вели 2-1 в серии, и нам оставалась одна победа до прохода дальше. За минуту до конца матча выигрывали в одну шайбу, однако соперник сумел сравнять счет, а в овертайме вырвал победу. Именно эта шайба, пропущенная за минуту до конца, и переломила всю серию. И проигрыш в серии стал лишь делом времени. Возвращаясь домой, я был мрачнее тучи, ни раньше, ни позже такого со мной не было.
- Почему ты предпочитаешь передвигаться автостопом? Так дешевле или есть для этого другие веские причины?
- До поры до времени я использовал лишь общественный транспорт вообще и поезда, в частности, однако в мае 2013 года РЖД ввела динамическую систему ценообразования, и цены поползли вверх. Пришлось искать новые возможности для перемещения. У меня на компьютере давно болталось пособие по автостопу, которое мне и попалось на глаза. Изучив его и переложив свой, накопленный на тот момент, опыт на рельсы автостопа, я сразу же, с места в карьер, отправился в длительное путешествие в Абхазию и обратно с посещением весьма труднодоступных мест, где попутная машина бывает раз в двое суток. Было начало лета, и, как следствие, перерывы во всех чемпионатах, поэтому я поехал просто в турпоездку. Тогда все пошло, как по маслу, и автостоп открыл передо мной 1000 новых дверей и возможностей.
Безусловно, этот способ перемещения весьма экономичен, что немаловажно, когда ты путешествуешь очень много. Однако не менее важно и то чувство, когда ты едешь и не знаешь, что будет с тобой в следующий момент, как повернется ситуация и где тебе придется ночевать. Этот своеобразный дорожный романтизм так же дает достаточно много, однако он быстро заканчивается, когда ты стоишь на трассе три часа в -30 и не можешь уехать. В таких случаях на помощь приходят опыт и фарт.
Среди московских фанатов вообще и спартаковских болельщиков, в частности, автостоп тогда был весьма непопулярен, им, в основном, перемещались провинциальные фанаты, которые жили беднее, чем их московские коллеги. В кругу моих знакомых фанатов на тот момент никто не ездил автостопом постоянно, лишь изредка совершая локальные вылазки по ситуации.
- Ты замечаешь, что люди за рулем стали гораздо осторожнее и тебе становится труднее передвигаться?
- Люди за рулем всегда одинаковые. Например, в бандитские 90-е был настоящий бум автостопа, тогда гоняло очень много народа, это я не про фанатов, а вообще, и проблем уехать не было. Все зависит от твоего опыта и умения. Сейчас многие люди живут в своих маленьких мирках по принципу «моя хата с края», таким наплевать на тебя и твои проблемы. В своих «Заметках Поехавшего Подъедалы» я неоднократно проводил анализ тех, кто подбирает, и тех, скитается по трассам. Там всё описано весьма подробно.
- Были ли ситуации, когда твоей жизни реально угрожала опасность?
- Не скрою, такие ситуации были и не раз, однако после их преодоления я твердо понял, что мне еще рано, впереди нас ждут великие дела.
- Можешь вспомнить случаи, когда незнакомые люди совершенно бескорыстно и искренне приходили тебе на помощь?
- Начав путешествовать автостопом и уезжая подальше от Москвы, я начал постоянно сталкиваться с этим явлением. Чем хуже живет народ, тем быстрее он готов прийти тебе на помощь. В 2013 году я ехал в Донецк, и мы оказались в населенном пункте, если не ошибаюсь, «Красный Луч». Навстречу нам мужичок. Мы спросили, как нам пройти на другой конец села. Он, узнав, что мы автостопщики, сказал: «Так, давайте я вас сначала накормлю, а потом вы поедете дальше». Накормил, а потом еще и предложил остаться на ночь. И таких случае было очень много.
- Самый экстремальный выезд на твоей памяти?
- Если говорить про футбол, то таковых было немало, особенно на Северный Кавказ. Махачкала-2010, Нальчик-2008, Стамбул-2012. В хоккее всё попроще, но я отлично помню Новосибирск-2009 и Магнитогорск-2009.
- Минимальный набор вещей, с которым ты отправляешься в очередное путешествие?
- Раньше я мог брать с собой только зубную щетку и сменные носки с трусами. Сейчас же постоянно беру рюкзак (так проще ездить автостопом), где у меня лежит комплект сменного нательного белья, мыльные причиндалы, термобелье в холодное время года и различные мелочи, иногда необходимые в дороге.
- Есть город, в который ты с удовольствием возвращаешься снова и снова?
- Мне часто задают подобный вопрос, только в контексте - где понравилось больше всего. Я всегда отвечаю, что везде хорошо по-своему. Сравнить есть с чем, я объехал большую часть России и Европы и многое видел. А возвращается человек с удовольствием туда, где его ждут, где его любят и где он нужен.
- Такой ритм жизни, когда ты постоянно находишься вдали от дома, подразумевает наличие семьи?
- К сожалению, я до сих пор не обзавелся семьей, однако последние годы все чаще озадачиваюсь этим вопросом. В данный момент, как говорится, я нахожусь в активном поиске той единственной, с которой свяжу в дальнейшем свою жизнь. Естественно, придется изменить свой теперешний образ жизни, и сейчас я уже к этому однозначно готов. В прошлом у меня были серьезные отношения, но со временем они заканчивались по разным причинам.
- Если не секрет, чем ты занимаешься в жизни?
- У меня есть заработок, которого мне вполне хватает для моего нынешнего образа жизни. Это обычная работа, просто выстроенная под меня таким образом, что я могу кататься, как хочу. Строил её я не в один момент, однако сейчас меня здесь почти всё устраивает. В будущем, конечно, я планирую обзавестись чем-то более подходящим.
- Что заставляет тебя так подробно описывать в сети свои путешествия?
- Первый опыт написания отчетов у меня был в 2008 году, это был как раз тройной выезд на хоккей в Магнитку, Уфу и Челябинск. В 90-е годы были очень популярны фанатсткие издания «Ultras News», где как раз описывались выезды болельщиков. И я себя представлял на их месте. Представляете, люди нелегально переходили границу, чтобы попасть на «Спартак». Под впечатлением от этого я написал свой первый отчет. Потом немного перегорел и лет пять вообще ничего не писал. В конце же прошлого года мы ехали на выезд в Смоленск, а в итоге поймали машину и проехали на ней почти 5000 километров. И тогда парни, которые были со мной, предложили мне описать эту историю: мол, она должна в учебники войти. Решил попробовать. Народу мои заметки начали нравиться, поэтому пошло-поехало. Езжу много, езжу необычно, поэтому почему бы об этом не рассказать людям? Теперь у меня есть свой сайт, где я и помещаю свои дневники.
… Он был романтиком. Романтиком дороги, которая манила его много-много лет. Среди болельщиков «Спартака» немало тех, кто регулярно «гоняет на выезда», но Алексей был даже в этой среде уникальным человеком. Больше четырехсот выездов. Всю Россию и Европу - вдоль и поперёк. Он уже не мог жить иначе. Четыре года назад на трибуне в Екатеринбурге мы подарили ему свитер с цифрой 100 - тот выезд стал для него юбилейным «за шайбу». В этом году он рассчитывал перешагнуть цифру 200.
Мы виделись совсем недавно. На турнире в Чехии. Он был на игре с «Маунтфилдом», потом с «Динамо» (Пардубице). Говорил буднично, а я в душе в очередной раз удивлялся: «Отсюда лечу в Милан, из Милана в Швейцарию на игру с «Туном». Из Туна в Цюрих, дальше - в Москву (так дешевле), из Москвы в Курск на «Спартак-2». Оттуда в Грозный…» И так день за днём. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Алексей давно выбрал свой путь. Жил в дороге. И умер в своей стихии.
Это интервью мы сделали четыре года назад для клубного журнала.
- Когда-то Пушкин в «Евгении Онегине» подарил миру выражение «Охота к перемене мест». Это про тебя тоже?
- Пожалуй, да. Как поется в одной небезызвестной песне: «Это дело не блажь на час, это жизни большая часть…» Я занимаюсь этим последние 10 лет. Выезды и путешествия в целом - это как наркотик.
- Корни любви к «Спартаку» - откуда они?
- Я родился и первые несколько лет жизни прожил в подмосковной Тарасовке, где расположена тренировочная база футбольного «Спартака», поэтому вопрос, за кого болеть, у меня даже не стоял. «Спартак» - это моя «local team». Плюс ко всему все началось у меня в 1997 году, когда был всплеск очередной волны фанатизма, на которой я и влился в это движение.
- Первый выезд «на шайбу» - куда и когда?
- На футбольную трибуну я впервые попал в 1998 году и плотно катался до 2001 года, потом была пауза на несколько лет, связанная с разными причинами, пока, наконец, в конце 2005 года я не вернулся на сектор, осознав, что больше не могу без этого.
«На шайбу» впервые я попал лишь в начале сезона 2007/08, когда «Спартак» возродился после годичного отсутствия. Той же осенью я пробил свой первый выезд «за шайбу» - это был Ярославль. Мы поехали туда вдвоем на машине с моим незабвенным другом и известным фанатом Сашей Крючком, которого, к сожалению, уже с нами нет.
С того выезда мне запомнился желтый дым на нашем секторе, и, как следствие, драка с ОМОНом. Было весело.
- Матч хоккейного «Спартака», который ты не забудешь никогда?
- В памяти тут же всплывает баталия в плей-офф с «Локомотивом» в сезоне 2009/2010 годов. Наша команда тогда едва заявилась на сезон, ведь изначально денег хватало только на 1/3 чемпионата. Тем не менее мы отлично прошли «регулярку», а в первом раунде плей-офф камня на камне не оставили от московского «Динамо». Дальше был «Локомотив», после трех матчей мы вели 2-1 в серии, и нам оставалась одна победа до прохода дальше. За минуту до конца матча выигрывали в одну шайбу, однако соперник сумел сравнять счет, а в овертайме вырвал победу. Именно эта шайба, пропущенная за минуту до конца, и переломила всю серию. И проигрыш в серии стал лишь делом времени. Возвращаясь домой, я был мрачнее тучи, ни раньше, ни позже такого со мной не было.
- Почему ты предпочитаешь передвигаться автостопом? Так дешевле или есть для этого другие веские причины?
- До поры до времени я использовал лишь общественный транспорт вообще и поезда, в частности, однако в мае 2013 года РЖД ввела динамическую систему ценообразования, и цены поползли вверх. Пришлось искать новые возможности для перемещения. У меня на компьютере давно болталось пособие по автостопу, которое мне и попалось на глаза. Изучив его и переложив свой, накопленный на тот момент, опыт на рельсы автостопа, я сразу же, с места в карьер, отправился в длительное путешествие в Абхазию и обратно с посещением весьма труднодоступных мест, где попутная машина бывает раз в двое суток. Было начало лета, и, как следствие, перерывы во всех чемпионатах, поэтому я поехал просто в турпоездку. Тогда все пошло, как по маслу, и автостоп открыл передо мной 1000 новых дверей и возможностей.
Безусловно, этот способ перемещения весьма экономичен, что немаловажно, когда ты путешествуешь очень много. Однако не менее важно и то чувство, когда ты едешь и не знаешь, что будет с тобой в следующий момент, как повернется ситуация и где тебе придется ночевать. Этот своеобразный дорожный романтизм так же дает достаточно много, однако он быстро заканчивается, когда ты стоишь на трассе три часа в -30 и не можешь уехать. В таких случаях на помощь приходят опыт и фарт.
Среди московских фанатов вообще и спартаковских болельщиков, в частности, автостоп тогда был весьма непопулярен, им, в основном, перемещались провинциальные фанаты, которые жили беднее, чем их московские коллеги. В кругу моих знакомых фанатов на тот момент никто не ездил автостопом постоянно, лишь изредка совершая локальные вылазки по ситуации.
- Ты замечаешь, что люди за рулем стали гораздо осторожнее и тебе становится труднее передвигаться?
- Люди за рулем всегда одинаковые. Например, в бандитские 90-е был настоящий бум автостопа, тогда гоняло очень много народа, это я не про фанатов, а вообще, и проблем уехать не было. Все зависит от твоего опыта и умения. Сейчас многие люди живут в своих маленьких мирках по принципу «моя хата с края», таким наплевать на тебя и твои проблемы. В своих «Заметках Поехавшего Подъедалы» я неоднократно проводил анализ тех, кто подбирает, и тех, скитается по трассам. Там всё описано весьма подробно.
- Были ли ситуации, когда твоей жизни реально угрожала опасность?
- Не скрою, такие ситуации были и не раз, однако после их преодоления я твердо понял, что мне еще рано, впереди нас ждут великие дела.
- Можешь вспомнить случаи, когда незнакомые люди совершенно бескорыстно и искренне приходили тебе на помощь?
- Начав путешествовать автостопом и уезжая подальше от Москвы, я начал постоянно сталкиваться с этим явлением. Чем хуже живет народ, тем быстрее он готов прийти тебе на помощь. В 2013 году я ехал в Донецк, и мы оказались в населенном пункте, если не ошибаюсь, «Красный Луч». Навстречу нам мужичок. Мы спросили, как нам пройти на другой конец села. Он, узнав, что мы автостопщики, сказал: «Так, давайте я вас сначала накормлю, а потом вы поедете дальше». Накормил, а потом еще и предложил остаться на ночь. И таких случае было очень много.
- Самый экстремальный выезд на твоей памяти?
- Если говорить про футбол, то таковых было немало, особенно на Северный Кавказ. Махачкала-2010, Нальчик-2008, Стамбул-2012. В хоккее всё попроще, но я отлично помню Новосибирск-2009 и Магнитогорск-2009.
- Минимальный набор вещей, с которым ты отправляешься в очередное путешествие?
- Раньше я мог брать с собой только зубную щетку и сменные носки с трусами. Сейчас же постоянно беру рюкзак (так проще ездить автостопом), где у меня лежит комплект сменного нательного белья, мыльные причиндалы, термобелье в холодное время года и различные мелочи, иногда необходимые в дороге.
- Есть город, в который ты с удовольствием возвращаешься снова и снова?
- Мне часто задают подобный вопрос, только в контексте - где понравилось больше всего. Я всегда отвечаю, что везде хорошо по-своему. Сравнить есть с чем, я объехал большую часть России и Европы и многое видел. А возвращается человек с удовольствием туда, где его ждут, где его любят и где он нужен.
- Такой ритм жизни, когда ты постоянно находишься вдали от дома, подразумевает наличие семьи?
- К сожалению, я до сих пор не обзавелся семьей, однако последние годы все чаще озадачиваюсь этим вопросом. В данный момент, как говорится, я нахожусь в активном поиске той единственной, с которой свяжу в дальнейшем свою жизнь. Естественно, придется изменить свой теперешний образ жизни, и сейчас я уже к этому однозначно готов. В прошлом у меня были серьезные отношения, но со временем они заканчивались по разным причинам.
- Если не секрет, чем ты занимаешься в жизни?
- У меня есть заработок, которого мне вполне хватает для моего нынешнего образа жизни. Это обычная работа, просто выстроенная под меня таким образом, что я могу кататься, как хочу. Строил её я не в один момент, однако сейчас меня здесь почти всё устраивает. В будущем, конечно, я планирую обзавестись чем-то более подходящим.
- Что заставляет тебя так подробно описывать в сети свои путешествия?
- Первый опыт написания отчетов у меня был в 2008 году, это был как раз тройной выезд на хоккей в Магнитку, Уфу и Челябинск. В 90-е годы были очень популярны фанатсткие издания «Ultras News», где как раз описывались выезды болельщиков. И я себя представлял на их месте. Представляете, люди нелегально переходили границу, чтобы попасть на «Спартак». Под впечатлением от этого я написал свой первый отчет. Потом немного перегорел и лет пять вообще ничего не писал. В конце же прошлого года мы ехали на выезд в Смоленск, а в итоге поймали машину и проехали на ней почти 5000 километров. И тогда парни, которые были со мной, предложили мне описать эту историю: мол, она должна в учебники войти. Решил попробовать. Народу мои заметки начали нравиться, поэтому пошло-поехало. Езжу много, езжу необычно, поэтому почему бы об этом не рассказать людям? Теперь у меня есть свой сайт, где я и помещаю свои дневники.
Владимир Самохин