История

История номера №7


Доподлинно узнать, кто играл под №7 в хоккейной команде московского «Спартака» в 40-е и в первой половине 50-х годов невозможно. Никаких документальных и фото-подтверждений этому не осталось. Но можно утверждать точно то, что в сезоне-1958/59 «семёрку» взял себе молодой спартаковский воспитанник Евгений Майоров. Евгений Александрович Майоров… Вместе со своим братом Борисом и Вячеславом Старшиновым у них сложилась тройка нападения, которая стала вехой не только в спартаковском, но и в мировом хоккее. А ведь начинал Евгений Майоров играть в воротах, но всё-таки упросил своего первого тренера Владимира Степанова поставить его в нападение, рядом с братом. Кстати, центральным нападающим «майоровского» звена сначала был не Старшинов, а Владимир Мальцев, о котором сам Евгений Александрович вспоминал: «Что-то у него не заладилось в «Спартаке» и он ушёл в «Динамо». А Слава Старшинов был на два года моложе нас. Что нас объединяло по характеру – страшно не любили проигрывать во что угодно, даже в футбол и баскетбол на тренировках!»
А как не вспомнить исторический гол Евгения Майорова в ворота ЦСКА 12 апреля 1962 года, который принёс красно-белым первое «золото» в чемпионатах СССР? Он требует отдельного описания. Старшинов стремительно прорвался к воротам армейцев и тут хоккеисты ЦСКА допустили роковую ошибку, втроём бросившись опекать Старшинова, ещё один армеец опекал Бориса Майорова. Но Старшинов, находясь в сложном положении, всё-таки нанёс бросок по воротам, шайба, отскочив от щитка вратаря, оказалась на клюшке Евгения Майорова. Мгновенный бросок с неудобной руки и снаряд влетает в правый угол! «Спартак» - чемпион!
Увы, из-за хронической травмы плеча Олимпийскому чемпиону 1964 года, чемпиону мира и Европы 1963 и 1964 годов, двукратному чемпиону СССР в составе московского «Спартака», одному из лучших правых крайних нападающих в истории хоккея Евгению Майорову очень рано пришлось завершить спортивную карьеру – в 1967 году. Ему тогда едва исполнилось 29 лет…



Уже в чемпионском сезоне-1966/67 на правом краю звена Старшинова стал появляться юный Евгений Зимин, который «по наследству» и получил спартаковский свитер с №7. Ещё один легендарный нападающий, в будущем двукратный Олимпийский чемпион, трёхкратный чемпион мира, двукратный чемпион СССР и двукратный обладатель Кубка СССР в составе «Спартака», Евгений Владимирович Зимин перешёл в стан красно-белых из московского «Локомотива» в 1965 году и до окончания чемпионата-1973/74 никому не отдавал ставшую почти родной «семёрку».

Осенью 1974 года, когда Зимина уже не было в «Спартаке», джерси с №7 получил молодой воспитанник спартаковской школы Владимир Мосин, но в команде не прижился и следующим обладателем легендарного номера, в январе 1975-го, стал воспитанник фрязинского «Олимпа», выпускник динамовской школы Алексей Костылев, перешедший в «Спартак» из рязанского «Станкостроителя». Костылев играл за красно-белых до сезона-1980/81 включительно, стал чемпионом СССР 1976 года. В том сезоне тройка Костылев - Рудаков - Баринев внесла немалый вклад в общую победу. Достаточно сказать, что вторая шайба Костылева в матче, на 45-ой минуте в большинстве в ворота горьковского «Торпедо» 15 марта 1976 года, стала той самой – победной в игре и «золотой» – в сезоне!



После Алексея Костылева спартаковскую «семёрку» забрал себе защитник Вадим Туников, переехавший в Москву из Усть-Каменогорска. Однако, получив годовую дисквалификацию, (Туников полностью пропустил сезон-1983/84), по возвращении в команду его номер оказался занят, и защитник взял себе более подходящий для его амплуа №2, а под №7 в «Спартаке» уже играл воспитанник ЦСКА, защитник Игорь Мартынов.

Лишь в 1990 году легендарная «семёрка» сменила владельца. Им стал спартаковский воспитанник Вячеслав Уваев, несколько сезонов защищавший цвета ярославского «Торпедо». В 1993 году Уваев уехал играть в Италию, а №7, правда ненадолго, всего на 8 игр, перешёл к Андрею Чистякову, вернувшемуся в «Спартак» из Швеции.

Следующим владельцем «семёрки» (в сезоне-1994/95) стал спартаковский воспитанник Максим Степанов, не отдававший этот свитер никому вплоть до 2000 года. А в чемпионате-2000/01 («Спартак» тогда играл в Высшей лиге) под №7 выступал Олег Комиссаров.

Удивительно, но в следующем сезоне такой популярный номер оказался не востребован, и лишь в ноябре 2002 года его примерил воспитанник рижской хоккейной школы Виктор Игнатьев, перешедший в «Спартак» из пермского «Молота». Однако уже осенью 2003 «семёрка» сменила владельца. Теперь спартаковскую майку с №7 пришлось делать очень большой по росту и размеру, потому что её владельцем стал самый высокий игрок, когда-либо выступавший за хоккейный «Спартак» - Алексей Комаров. Для справки: его рост составлял 202 сантиметра! В течение следующего сезона Комаров ушёл из команды и под №7 в «Спартаке» доигрывал тот чемпионат нападающий Михаил Жуков из Казани. Но и он в «Спартаке» не задержался, уже в 2005 - 2006 годах «семёркой» владел Алексей Литвиненко.



В «последефолтном» сезоне-2007/08 под №7 в «Спартаке» успели поиграть сразу двое хоккеистов – это тот же Литвиненко, а также воспитанник ленинградской школы хоккея Андрей Галушкин. Начиная же с осени 2008-го и по 2012-ый «семёрка» в «Спартаке» принадлежала словацкому легионеру Ивану Баранке, а в чемпионате-2012/13 под №7 уже играл Егор Михайлов – сын знаменитого в прошлом игрока ЦСКА и капитана сборной СССР Бориса Михайлова. Далее свитер с легендарной «семёркой» провисел «в шкафу» до осени 2015 года, пока в команде не появился североамериканский легионер Кейси Уэллмэн, но, проведя сезон ниже своих возможностей, он скоро покинул клуб. Сейчас под №7 в «Спартаке» играет защитник Дмитрий Калинин.