История
История номера. №6
Анатолия Владимировича Тарасова - знаменитого советского тренера - знает любой человек, хоть немного когда-нибудь интересовавшийся хоккеем. А вот то, что у Анатолия был младший брат Юрий, причём тоже отличный спортсмен, футболист, хоккеист, знают немногие. Установить доподлинно, кто именно играл в «Спартаке» под №6 в самом первом чемпионате СССР по канадскому хоккею в сезоне-1946/47 невозможно. Свидетелей или участников тех, первых, матчей практически не осталось, каких-то документов, протоколов, фотографий, по которым можно определить принадлежность к №6 в «Спартаке» не сохранилось. Но вот в следующем сезоне, когда младший брат Анатолия Тарасова - Юрий Тарасов (кстати, воспитанник «Динамо») перешёл из команды ВВС, патронируемой Василием Сталиным, в стан красно-белых, в «Спартаке» сложилось великолепное звено Новиков - Зикмунд - Тарасов, и Юрий, как левый нападающий, строго по регламенту, получил свитер с №6.
К сожалению, лишь только в одном чемпионате - 1947/1948 годов - это знаменитое трио выступало за «Спартак», и красно-белые, в первую очередь благодаря своей ударной тройке, завоевали серебряные медали. Уже в 1948 году Василий Сталин «переманил» всех троих в свою команду - ВВС. И судьба их сложилась одинаково трагически. 7 января 1950 года во время неудачной посадки личного самолета Василия Сталина на аэродроме Кольцово под Свердловском в авиакатастрофе погибли шесть членов экипажа, врач, массажист и 11 игроков команды ВВС, в числе которых находилась и бывшая ведущая спартаковская тройка в полном составе...
В сезоне-1948/49 за хоккейный клуб стал выступать впоследствии знаменитый капитан футбольного «Спартака» и сборной СССР Игорь Нетто. Именно к нему и перешла тарасовская «шестёрка». С этим же номером на спине Игорь Нетто потом продолжил играть и в футбольном «Спартаке». Выяснить, кто получил №6 в хоккейном «Спартаке» после того, как в 1951 году Игорь Александрович окончательно сосредоточился на футболе, невозможно. Никаких сведений об этом вплоть до 1957 года пока не обнаружено. А в сезоне-1957/58 спартаковский №6 получил воспитанник челябинской хоккейной команды Строительного техникума, перешедший в «Спартак» из московского «Динамо» Николай Алексушин. В 1960 году Алексушин завершил спортивную карьеру, и свитер с №6 надел воспитанник «Спартака», хоккейный универсал, готовый сыграть и в защите, и в нападении - Владимир Шуленин.
Обязательно надо отметить, что 30 ноября 1960 года в матче с канадцами из «Чатэм Мэрунс» в спартаковской майке с №6 играл армейский защитник Эдуард Иванов, отданный в «Спартак» из ЦСКА на усиление на данную конкретную встречу.
Чемпионом же в спартаковской хоккейной майке с №6 на спине в сезоне-1961/62 стал Евгений Кобзев - выпускник спартаковской школы, сначала оказавшийся невостребованным в Москве и переехавший на один сезон в Ригу, и только потом вернувшийся в «Спартак». Однако уже следующий чемпионат Кобзев начинал в воскресенском «Химике», а номером «6» до весны 1964 года владел Юрий Долягин – воспитанник тушинского «Красного Октября», успевший поиграть в армейской команде города Владимира, а также в «Крыльях Советов» и «Химике».
О следующем владельце спартаковской «шестёрки» сложены легенды. Речь, как вы понимаете, идёт о Викторе Блинове – обладателе самого сильного броска в отечественном хоккее. Родился будущий олимпийский чемпион в Сибири, в Омске. Уже в 16 лет его впервые взяли на сборы вместе с местной командой мастеров «Спартак» (Омск). Своего искусственного льда в Омске не было, поэтому занятия проводились в Москве, в «Сокольниках». В 1964 году возглавивший московский «Спартак» Всеволод Михайлович Бобров активно начал строительство новой команды. Кто-то подсказал главному тренеру, что в Омске есть талантливый хоккеист, к тому же обладающий феноменальным по силе броском, и Бобров сам поехал в Сибирь посмотреть на Виктора Блинова. И вскоре 19-летний защитник оказался в Москве. Спартаковский вратарь Виктор Зингер говорил: «Хорошо, что я играю с Блиновым в одной команде. Как защитник он хорош – жёсткий, осмотрительный. Но самое главное - он не бросает по моим воротам!». И это правда. Виктор Блинов от лицевой линии мог спокойно перебросить сетку за противоположными воротами. Четыре отличных сезона Виктор провёл в «Спартаке», стал чемпионом СССР, олимпийским чемпионом, чемпионом мира и Европы. Увы, пагубное пристрастие к алкоголю привело одного из самых талантливых защитников отечественного хоккея к печальным, трагическим последствиям. В начале июля 1968 года московский «Спартак» начал подготовку к новому сезону. В крытом зале ДСО «Спартак» команда играла в баскетбол. И вот Виктор Блинов, приостановившись, делает передачу и в тот же момент, совершив, видимо, по инерции полукруг, ничком падает на пол. Приехала машина реанимации, по дороге в больницу сделали укол прямо в сердце, но ничего не помогло. Спортсмен умер от острой сердечной недостаточности, не дожив до 23 лет…
Осенью 1968 года спартаковскую майку с №6 примерил на себя воспитанник Челябинска Владимир Меринов, перешедший в стан красно-белых из московского «Локомотива». В составе «Спартака» Меринов стал чемпионом СССР в 1969 году и обладателем Кубка СССР в 1970 и 1971 годах, а в межсезонье 1972 года перешёл в «Химик». Следующим обладателем красно-белой «шестёрки» стал ещё один легендарный хоккеист, без которого невозможно представить «Спартак» первой половины 70-х. Юрий Ляпкин (на фото) - воспитанник балашихинского «Труда», долгое время выступавший за «Химик», в 1972 году пополнил спартаковские ряды, а потом, в 1974 году, стал и капитаном «Спартака». В составе красно-белых он выиграл золотые медали чемпионата СССР в 1976 году, а в составе национальной сборной - олимпийское «золото» Инсбрука-76. Юрий Евгеньевич Ляпкин также становился чемпионом мира и Европы в 1973-75 годах.
После ухода Ляпкина из команды летом 1976 года №6 получил перешедший в это же время в «Спартак» из горьковского «Торпедо» Александр Куликов (на фото). Увы, вторую половину 70-х мы никак не можем занести в актив красно-белым. Два сезона подряд спартаковцы занимали неприглядно-непривычные для себя места - 6-ое, а потом и 8-ое. Правда далее, с приходом на тренерский мостик Бориса Павловича Кулагина, ситуация стала выправляться. Новый главный тренер стал строить команду по своим взглядам, пригласил много новых игроков, в числе которых оказался уфимский воспитанник Андрей Чистяков. Именно он и получил на долгие десять сезонов в пользование уже ставшую легендарной спартаковскую майку с №6. Почему легендарную? Да потому что под этим номером в «Спартаке» играли два защитника, ставших олимпийскими чемпионами.
Лишь в 1991 году, после переезда Чистякова в шведский клуб «Тимро», №6 сменил владельца. Им стал воспитанник ЦСКА, защитник Илья Макаров. В постперестроечные 90-е годы, когда отечественный хоккей охватила сильнейшая «кадровая текучка», спартаковскую «шестёрку» надевали: Евгений Рычков (сын знаменитого спартаковского ветерана Юрия Рычкова), Василий Дёмин - выпускник армейской школы, воспитанник латвийского хоккея Атвар Трибунцовс, Виктор Косаткин, перешедший в «Спартак» из северского «Янтаря», а также Андрей Заболотнев и Антон Ульянов.
Затем, уже в 2000-е, несколько сезонов спартаковский свитер с №6 «провисел в шкафу», пока в 2003 году этот номер не забрал себе воспитанник архангельского хоккея Андрей Первышин, попавший в «Спартак» из Ярославля. Но, увы, легендарная «шестёрка» была «в деле» всего один сезон. Начиная с 2005 и по 2008 годы №6 опять был не востребован. В сезоне-2008/09 несколько матчей под этим номером провёл челябинец Иван Савин, а потом у №6 опять был долгий «простой» - до 2012 года, пока под ним не стал играть молодой воспитанник «Спартака» Валерий Васильев. Ну а начиная с прошлого сезона спартаковский №6 опять свободен…