История

История номера №10


«Десятку» в «Спартаке» носило на спине немало замечательных хоккеистов. Пора вспомнить их имена.

Первые упоминания об игроке, выступавшим за московский «Спартак» по №10, приходятся на сезон-1955/56. Молодой воспитанник столичного клуба «Метрострой» Юрий Кравченко пришёл в «Спартак» из институтской команды МАИ в тот год, когда красно-белые после двухлетнего перерыва вернулись в элиту отечественного хоккея. Этот нападающий довольно удачно играл за «Спартак» и даже остался в истории команды, как лучший бомбардир чемпионата 1957/1958 годов, забросив 7 шайб в 16 матчах. А в следующем сезоне Кравченко со своими 15 заброшенными шайбами уступил звание лучшего бомбардира лишь Борису Майорову.

Летом 1960 года Кравченко перешёл в щёлковский «Химик», а «десятку» забрал себе Рауф Булатов, попавший в основу красно-белых прямиком из молодёжной команды «Спартака». В чемпионском сезоне-1961/62 в команде сложилось очень интересное сочетание Булатов – Фирсов – Вал.Ярославцев, а после ухода Фирсова в ЦСКА Ярославцев передвинулся в центр. На краю же в этой тройке стал играть Юрий Глухов. Именно в таком сочетании звено и завоевало золотые медали, внеся немалый вклад в общую победу спартаковцев.

В феврале 1964 года «Спартак» возглавил Всеволод Михайлович Бобров и постепенно, шаг за шагом, начал строительство новой команды. Поиграв ещё сезон за красно-белых, Булатов перешёл в «Крылья Советов», а свитер с №10 достался молодому Евгению Зимину, но всего лишь на один чемпионат – 1965/1966 годов. Следующий, чемпионский сезон-1966/67, с «десяткой» на спине начинал уже другой хоккеист – младший брат Валерия Ярославцева – Виктор. Виктор Ярославцев – возможно, один из самых недооценённых игроков. Универсал, готовый сыграть и на краю, и центре, своего звёздного часа дождался в 1967 году, когда стал чемпионом СССР в составе «Спартака», а также чемпионом мира и Европы в составе сборной СССР. Природная одарённость позволяла ему достичь ещё больших высот, но… Красивый, статный, чем-то похожий на знаменитого актёра Алена Делона, молодой человек, естественно, пользовался популярностью у девушек. Поклонниц у Виктора было много, со всеми, как говорится, соответствующими последствиями. «Звездная болезнь» подстерегает чуть ли не каждого талантливого хоккеиста и не всем суждено её побороть.
Вот, что в своё время поведал о своём одноклубнике двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин: «С моей точки зрения, которую, кстати, разделяли все спартаковцы, Витя Ярославцев потенциально был выдающимся игроком. И единственная причина, не давшая ему полностью раскрыть свои способности,— именно звездная болезнь. Засосали его компании, ненужные дела, бесполезные траты времени. Он не смог преодолеть себя…». Тем не менее, Виктор Ярославцев отыграл за «Спартак» долгие 12 сезонов, стал трёхкратным чемпионом СССР (хотя многие и болельщики и ветераны говорят, что на золотую медаль в 1962 году он не наиграл), двукратным обладателем Кубка СССР. Закончил выступать на серьёзном уровне в 1973 году, в 28 лет. Через некоторое время, по протекции отдела спортигр ЦС «Спартак», Виктор Ярославцев уехал в австрийский «Капфенберг» играющим тренером. А вернувшись на родину, стал работать в спартаковской школе. Среди его воспитанников – Игорь Болдин, Константин Коротков, Дмитрий Шамолин.

После ухода Ярославцева из «Спартака» №10 фактически два года был не у дел. Исключение составляют несколько январских встреч в начале 1975 года, когда под этим номером несколько раз в заявке команды появлялся Николай Соловьев из ижевской «Ижстали», проходивший стажировку в «Спартаке». Но по протоколам тех лет лишь в одном матче (22 января 1975 года) его участие зафиксировано официально. Тогда в игре с саратовским «Кристаллом» на льду «Сокольников» появлялась тройка красно-белых Федин – Соловьёв – Брагин. Кстати, надо отметить, что на рубеже веков – в 2000 году – тот самый Николай Дмитриевич Соловьёв стал главным тренером команды мастеров хоккейного «Спартака» и создал очень симпатичную команду, которая смогла завоевать сердца болельщиков!

Однако обратимся вновь к 70-ым годам. Полноценно «десятка» вернулась в «Спартак» лишь в чемпионский сезон. На первые игры - осенью 1975 года - под №10 в заявке команды числился совсем юный защитник Владимир Зубков, но на лёд он практически не выходил. В ноябре же из ленинградского СКА демобилизовался Владимир Трунов, который и забрал себе №10, под которым играл вплоть до своего ухода в воскресенский «Химик» в 1978 году.

Летом 1978 года из свердловского «Автомобилиста» вернулся в «Спартак» Аркадий Рудаков. Он и стал новым обладателем спартаковского свитера с №10. О масштабах спортивной личности этого миниатюрного центрфорварда говорят хотя бы слова Александра Сергеевича Якушева, который, как многие знают, не склонен хвалить абы кого направо и налево. Вот цитата из книги легендарного спартаковца «Я вспоминаю», которая лучше всего характеризует Аркадия Рудакова: «Первым память легко и сразу подсказала человека уникального - Аркадия Рудакова, обладавшего самым невероятным на моём веку хоккейным интеллектом и самым нехоккейным телосложением, которое только можно себе представить. Вот ныне заслуженное восхищение вызывает едва ли не каждое появление на льду Павла Дацюка. Умница, каких мало, технарь, хитрец. Достоинств предостаточно…. А силушкой-то богатырской да широтой плеч Павел обделен, росточек средненький. Сутуловат. Пройдет мимо вас без экипировки – ни за что в нем хоккеиста не признаете. Родом он из Екатеринбурга. Такой вот уральский самоцвет!
А теперь, поверьте мне на слово и попробуйте представить мастера, про которого я скажу уверенно: Рудаков – это Дацюк в квадрате! По хоккейному интеллекту мастера выше Аркадия вообще не встречал. Любопытное совпадение – он из города Серов Свердловской области, почти земляк Дацюка. Визуально был и вовсе неприметен: росточка чуть ниже среднего, сутулый, мышечной массы по обычным меркам вообще не было. Даже экипировка не могла замаскировать его абсолютно нехоккейную конституцию. При таких природных данных возникало недоумение – а как этот мужчина вообще играет в хоккей? А он играл. И как играл! По игровому интеллекту Рудаков намного превосходил некоторых хоккеистов, в течение многих лет выступавших за сборную СССР. И в этом нет ни малейшей доли преувеличения!»

После того, как в 1981 году Рудаков ещё раз и уже окончательно покинул «Спартак», №10 достался ещё одному человеку, про которого можно сказать, что это – знаковая фигура для хоккейного клуба «Спартак». В сезоне-1981/82 возглавлявший в ту пору красно-белых Борис Павлович Кулагин стал на постоянной основе привлекать в состав молодого воспитанника спартаковской школы Владимира Тюрикова. Он сразу же обратил на себя внимание правильным отношением к делу, предельным профессионализмом, надёжностью. Из-за его точного и своевременного первого паса партнёры по команде называли его уважительно то «директором», то «профессором». Помимо этих качеств защитник Володя Тюриков отличался и универсализмом. Недаром тренеры его даже однажды поставили в нападение в первое звено с Шепелевым и Капустиным. К тому же Тюриков – рекордсмен «Спартака»: 19 сезонов в родном клубе! 702 матча за команду мастеров! Это достижение вряд ли кто перекроет в ближайшее время. И до сих пор Владимир Вячеславович Тюриков связан со «Спартаком». Он – главный тренер МХК «Спартак», с которым, кстати, выиграл в 2013 году серебряные медали чемпионата МХЛ, а в 2014 году стал чемпионом МХЛ, обладателем Кубка Харламова и Кубка мира среди молодёжных клубных команд.
Понятно, что в те сезоны (кроме чемпионата-2003/04), когда Владимир Тюриков играл за «Спартак», «десятка» всегда принадлежала ему. Поэтому о владельцах спартаковского свитера с №10 после 1981 года можно говорить только применительно к тем сезонам, когда Тюриков отсутствовал в команде.

Итак, в чемпионатах 1992/93 – 1994/95 годов под десятым номером выступал Михаил Иванов – талантливый нападающий, выпускник спартаковской школы, не раз привлекавшийся в национальную сборную страны. По окончании игровой карьеры Михаил Иванов, человек глубоко верующий, религиозный, посвятил себя служению Богу. Даже когда он играл в хоккей, всегда приговаривал, что делает это только во славу Божию.

В сезоне 1995/1996 годов №10 был у Геннадия Лебедева, выпускника школы «Крыльев», перешедшего в «Спартак» из питерского СКА. В сезоне-2002/03 «десятка» принадлежала воспитаннику Тольятти Артёму Вострикову, который, впрочем, в команде не задержался.

В сезонах 2003/04 – 2007/08 за «Спартак» под №10 опять играл Михаил Иванов. Кстати, надо обязательно отметить, что в так называемом «дефолтном» сезоне (2006/07), когда красно-белые по финансовым причинам не смогли заявиться в чемпионат, Михаил Иванов официально остался в штате «Спартака» и никуда не ушёл из команды.

Сезон-2008/09 свитер с №10 провисел в шкафу, а следующие два чемпионата КХЛ в «Спартаке» «десятка» была занята Александром Рыбаковым, представителем казанской школы хоккея, попавшим в «Спартак» из команды Высшей Лиги «Рысь» (Подольск). С ноября 2010-го до лета 2013-го №10 был не востребован, а чемпионат-2013/14 с «десяткой» на майке в «Спартаке» начал Дмитрий Черных – воспитанник воскресенского «Химика», перешедший в стан красно-белых из Новокузнецка. В сезоне-2015/16 обладателем спартаковского №10 был Евгений Бодров. Сейчас же под десятым номером в «Спартаке» выступает воспитанник электростальского «Кристалла» Александр Васильев.