Матчи

Ретро-программка к ретро-матчу

Ретро-программка к ретро-матчу
Первые программки на хоккейные матчи в СССР стали выпускать лишь во второй половине 50-х годов. И на заре развития «канадского» хоккея ни о каких программках речи, конечно, не шло - разобраться бы с правилами и найти инвентарь. Но футбольные болельщики в 40-х годах уже привыкли к программкам как к одному из непременных атрибутов проведения любого матча.
Сегодня мы не оставим болельщиков без одного из главных атрибутов любого хоккейного матча, выпустив в свет ретро-программку. Ту самую, из «прошлой жизни» - обычный двойной листок с обложкой, текстом внутри и с составами на 4-ой странице.

Скромные «свидетели» былых времён и сражений

Рассказывает пресс-атташе МХК «Спартак» Михаил Галактионов.

Пока существовал Советский Союз, было всё стандартизировано, в том числе и это довольно несложное в изготовлении и производстве издание. Лист А4, сложенный пополам. Правда, иногда сильно разнилось качество. Например, в Ижевске, где, видимо, проблем с хорошей бумагой не испытывали, издание к хоккейным мачтам частенько выходило на мелованной бумаге. Как и в Риге, но там ещё программка складывалась втрое. Нет, конечно, в некоторых городах старались отходить от общепринятых шаблонов - в Челябинске, например, обложку делали не вертикальной, а горизонтальной. Были также опыты «выделиться» в Горьком, Свердловске и Уфе, где стандарты иногда нарушались во всём, и программа получалась большой по формату и не слишком удобной для чтения.
Главное же отличие хоккейных программ начала 90-х от своих «старших» сестёр 70-80-х - это, естественно, тиражи, которые стали уменьшаться, и к 1992-му достигли чисто символических чисел в 2000, 1000 и даже меньше экземпляров. Потихонечку разруха коснулась и этого. А с распадом СССР индустрия производства программ и вовсе попала, в основном, в частные руки. А здесь уже, сами понимаете, делалось всё настолько, насколько был спрос и хватало средств. И по качеству и по количеству. Тиражи стали просто мизерными, и 500-600 штук уже считалось - много. Где на хоккей приходило достаточно зрителей, там и этого порой не хватало. А где-то и 100-200 штук не расходилось.
Кто-то продолжал пользоваться услугами типографий, имел возможность печатать даже цветные фотографии, использовать бумагу хорошего качества, делать красивые вёрстки. Наверное, не ошибёмся, если назовём лучшими на тот момент изданиями омские, уфимские и череповецкие. Но были и другие примеры. В Минске и Санкт-Петербурге обложки порой рисовались чуть ли не от руки, тексты печатались на обычной пишущей машинке, и всё это просто множилось на одноцветном ксероксе или ризографе. Но опять же скажем, что это была не вина производителей, а беда. Средств и мощностей не хватало, большинство жило по принципу «как потопаешь, так и полопаешь». Цели получить какую-то прибыль с продаж уже и не стояло. Хотелось просто выпускать программы именно как обязательный атрибут хоккейного матча. Потому что в некоторых городах не было и этого - в Киеве и Риге не делали вообще ничего, а бывало и в других городах периодически по каким-то непонятным причинам программок к матчам не выпускалось. Но тем те смутные года и интересны, что, порой, отыскать программу какого-нибудь 1995-1998-го года из Нижнего Новгорода, Воскресенска или Челябинска гораздо труднее, чем аналогичные из 80-х.

  

Что же касается Москвы, то здесь также наблюдалось разнообразие. Кто-то продолжал пользоваться старыми, испытанными производствами - типографией и шаблонами «Лужников», кто-то прибегал к помощи со стороны. Московские команды и особенно «Спартак» отличались в этом плане в выгодную сторону от других коллективов. Здесь всегда рядом с клубами были верные болельщики-коллекционеры, обладающие архивами, бережно хранящие статистику, фотографии и другие материалы. И охотно делились ими. Поэтому, даже в самые тяжёлые периоды, когда не было финансов, свирепствовали кризисы, на матчах «Спартака» почти всегда присутствовали программки - эти скромные «свидетели» и хранители памяти былых хоккейных времён и сражений.