Интервью

Вячеслав Лещенко: Хоккей - вся моя жизнь


У воспитанника электростальского хоккея и серебряного призёра прошлогоднего молодёжного чемпионата мира взрослая карьера пока только начинается. В прошлом сезоне Вячеслав Лещенко провёл за «Атлант» 34 игры, в среднем проводя на площадке немногим более 9 минут. Перед началом нынешнего его не без оснований называли одной из надежд возрожденного «Спартака», а многие специалисты настоятельно советовали к нему внимательно присмотреться. Понятно, что Вячеслав только в начале пути и, чтобы достичь настоящих высот в хоккее, ему еще работать и работать.

- Вы помните день, когда впервые встали на коньки?
- Конкретно день – нет, конечно, но то время припоминаю. Мы с семьей проезжали мимо одного спортивного клуба в Электростали, и родители спросили, не хочу ли я попробовать покататься. Я проявил желание, так и пошло.

- Быстро стало получаться?
- Потихоньку. Быстро в этой жизни, мне кажется, ничего не происходит. Я старался.

- Вы ведь в то время жили с родителями в Ногинске…
- Да. А на тренировки ездил на автобусе в Электросталь. Дорога занимала примерно полчаса. Утренние тренировки начинались в районе шести утра, а потом я шел в школу.

- Было такое, что не хотелось идти на тренировку?
- (Смеется) С утра – особенно. Рано утром родители будят, ты говоришь: «Нет, я не пойду», и они ложатся спать… А через несколько минут вскакиваешь и уже сам бежишь их будить со словами: «Вставайте, поехали!».

- Получается, родителям было тяжелее?
- Ну да, можно сказать и так.

- В каком возрасте вы поняли, что хоккей станет неотъемлемой частью вашей жизни?
- Понимание пришло постепенно. Подобное осознается со временем: ты взрослеешь, начинаешь серьезнее ко многому относиться, подходишь «с головой» ко всеми происходящему, вследствие чего и приходит понимание подобных вещей..



- Был момент, когда ради хоккея пришлось забросить школу?
- Нет, такого не было. Родители всегда говорили, что на первом месте должна быть учеба, и только потом – хоккей. Конечно, в старших классах случалось, что я мог пропустить некоторые занятия. Но каждый раз, когда после тренировки надо было идти в школу, я шел. Тем более я учился в гимназии, а там к пропуску уроков относились не очень лояльно. Хотя случалось, что шли навстречу и адекватно воспринимали мое отсутствие на занятиях.

- Были предметы, которые вы не любили больше всего?
- Нет. В основном старался успевать по всем предметам. Не всегда, конечно, получалось, но я стремился учебу не запускать.

- Когда вам было 11 лет, вы провели год в «Спартаке». Как это получилось?
- На самом деле, два года. Мой первый тренер Николай Геннадьевич Сауков уходил в воскресенскую хоккейную школу и нескольких ребят забрал с собой, а мы с Серегой Борченковым и Лехой Михалкиным пошли в «Спартак» и отыграли там два сезона. Я жил здесь, в Сокольниках, на тренировки ходил пешком, в школу перевелся, которая находится тут поблизости. Она со спортивным уклоном, поэтому к пропуску занятий там относились спокойно.



- В Электростали вы тренировались в старом дворце, построенном еще в советское время. Поговаривают, там во время занятий могли кирпичи с потолка упасть.
- Нет-нет, такого никогда не было. Это он с виду старый, а внутри все более-менее отремонтировали, а потом и потолок заменили.

- Не обидно, что в какое-то время хоккей там умер?
- Не согласен, что он «умер». Мне кажется, хоккей и Электросталь – одно целое. Да, команды мастеров в Электростали уже нет, зато играет «молодежка». Люди там всегда хоккей любили и любят. В городе ведь больше нет ничего, что может привлечь такое внимание и интерес у болельщиков. Разве что игры женской команды по хоккею с мячом, но мне кажется, туда все же ходят меньше.

- В Финляндии в начале года проходил молодежный чемпионат мира по хоккею. Следили за ним?
- Конечно, болел за ребят.

- Как вам игра сборной России?
- Понравился матч с американцами. Дисциплинированно сыграли. Конечно, не так зрелищно, но ведь играли на результат, на победу. Молодцы, что победили, я очень рад. Играть в финале – очень большие эмоции.



- Есть знакомые в этой сборной?
- Да, знаю пять-шесть ребят.

- Все восторгаются работой Брагина. Как вам работалось с ним?
- Здорово, одни плюсы. Не наблюдал ничего плохого.

- В прошлом году сборная России, в которой вы выступали, уступила в финале канадцам. Это стало для вас большим разочарованием?
- Тогда нам пришлось догонять в счете, нам не хватило совсем чуть-чуть. Но что есть, то есть… Мы старались, бились до конца и делали все, что в наших силах, но, увы, уступили со счетом 4:5.

- Насколько тяжело было играть в Канаде, где вся страна с ума сходит по хоккею?
- Это совсем другие эмоции. Ты выходишь на лед 15-тысячного стадиона, а вокруг все в красном – болеют за Канаду. Трибуны буквально заставляют тебя серьезней относиться к игре, подстегивают, чтобы ты допускал как можно меньше ошибок, потому что это наказуемо. В любом эпизоде ты стараешься сыграть более надежно.



- После финала в раздевалке стояла тишина?
- Да. Но потом к нам зашел Валерий Николаевич, сказал, что мы – молодцы, бились до конца. Считаю, нам было очень нелегко дойти до финала, ведь у нас на пути были сильные соперники - США, Швеция. Даже Словакия в итоге заняла третье место! А ведь от них никто этого не ожидал… В общем, легких игр у нас не было.

- Где хранится ваша серебряная медаль?
- Дома у родителей.

- Побывав за океаном на молодежном чемпионате мира, у вас не возникло желания однажды попробовать себя в НХЛ?
- Да, желание есть.

- Успели понять, что в Канаде хоккей воспринимается как религия?
- Там люди – настоящие фанаты этого вида спорта. У нас всё потихоньку тоже идет к этому, а там хоккеем именно фанатеют.

- У вас есть любая команда в НХЛ?
- Нравится «Ванкувер», но не могу сказать, что это моя любимая команда. Я, скорее, просто слежу за ней, за её результатами.



- «Зимнюю классику» смотрели?
- Видел отдельные фрагменты, посмотреть полностью, к сожалению, не удалось.

- Хотели бы сами сыграть на таком стадионе?
- Возможно, ведь это совсем другие эмоции.

- На улице в хоккей когда-нибудь играли?
- Конечно. По школе в Электростали, когда не было тренировки, мы с ребятами иногда шли играть на коробку. На улице, конечно, другой хоккей.

- Почему, придя в «Спартак», вы выбрали себе 27-й игровой номер?
- Я играл под ним на чемпионате мира, да и все другие в команде уже были заняты, поэтому пришлось найти альтернативу и взять 27-й.

- Чем обычно занимаетесь в выходной день?
- Зависит от ситуации. Всегда по-разному. Может, родителям в чем-то надо помочь, тогда в первую очередь еду к ним.

- Какая музыка обычно играет у вас в наушниках во время перелетов?
- Разная. Но, классики почему-то нет (смеется). Могу послушать, но не делаю этого. Не могу отдать предпочтение какому-то одному направлению в музыке.



- На какой-нибудь концерт сходить можете?
- Учитывая наш график, мне уж точно не до концертов.

- Кто ваш самый лучший друг?
- Отец. Он подсказывает такие вещи, которые порой не замечаешь сам, он всегда пристально следит за игрой нашей команды, старается посещать все домашние матчи «Спартака».

- А из хоккейного мира?
- Два тренера: Николай Владимирович Сергеев – под его руководством играл в «Спартаке», и Вадим Юрьевич Мусатов - с ним работали в Электростали уже после моего возвращения из «Спартака». Тоже помогают, подсказывают – созваниваюсь с ними время от времени. С Николаем Геннадьевичем Сауковым видимся не так часто, но при необходимости всегда можем созвониться.

- Учитывая, что ваш отец занимался боксом, можно сказать, что вы пристально следите за этим видом спорта?
- Не слишком пристально. Хотя бой Роя Джонса с Маккаринелли смотрел, но, по моему мнению, это было больше представление, нежели профессиональный бой. У них внушительная разница в возрасте, около 10 лет, это, безусловно, сказалось.

- Есть в боксе спортсмен, которому вы симпатизируете?
- Я не так часто смотрю бокс, но тот же Рой Джонс для меня, да и для всего мирового бокса – человек-легенда.

- Как думаете, что заставило его приехать в Россию?
- Не знаю, как говорится, каждому свое.

- Вам в повседневной жизни драться приходилось?
- Не без этого.

- Если бы не хоккей, чем бы вы занимались?
- Не могу сказать. Никогда об этом не думал. Хоккей – это вся моя жизнь. Конечно, бывают моменты, когда не хочется идти на тренировку, но я стараюсь тут же отбрасывать эти мысли. Я получаю огромное удовольствие от игры.



Интервью опубликовано в официальной программе к матчу «Спартак» - «Медвешчак».