Интервью

Владимир Тюриков: В чемпионате сыграли на «четвёрку»

Владимир Тюриков: В чемпионате сыграли на «четвёрку»
«Молодёжный хоккей – до некоторой степени вещь в себе. Сегодня команда играет прекрасно, а завтра отвратительно. И невозможно дать разумное объяснение, чем это вызвано». (М.Вильямсон, тренер молодёжной сборной США, 1974 год)   

И ведь какие верные слова! Действительно, если результаты во взрослом хоккее ещё хоть как-то предсказуемы, то в детском, юношеском и молодёжном – с прогнозом вполне можно «сесть в лужу». И чем чаще предсказываешь, тем чаще садишься. 
Скажем честно, после завершения регулярного чемпионата от наших ребят из МХК «Спартак» мы ожидали большего, чем поражение на первом же этапе. Наверное, в утверждении «проиграть случайно можно, выиграть – нет» есть большая доля правды. Когда два решающих матча ты уступаешь сначала в серии буллитов, а потом в овертайме, поневоле задумаешься о «фатуме» – неотвратимости судьбы. Ответ на вопрос: «а всё ли возможное мы сделали для того, что пройти дальше?» – повиснет в воздухе. Сейчас можно предполагать, рассуждать до бесконечности, возвращаться к случайно проигранным матчам, считать очки и места, прикидывать оптимальный состав. И к однозначному мнению придти не получится. Доводы будут разные, порой, диаметрально противоположные. 
Но оценку сезону вполне можно дать. Объективную. И начать надо с лета 2020-го. Глядя на собравшуюся в конце июня команду, очень трудно было предположить, есть ли у этого созыва «молодёжки» запас прочности или нет? Особенно сложная была ситуация с защитниками – из четырёх пар мартовских игр плей-офф со «СКА-1946» в обойме оставались, по сути, лишь двое: Влад Чуркин и Антон Мишаков. Но нашим тренерам не привыкать к таким обстоятельствам. Молодёжный хоккей всегда переменчив, и здесь приходится конструировать команду из тех ребят, которые есть у тебя в данный момент. Оборону в подготовительный период более-менее удалось организовать, причём задействовать пришлось не только ребят 2003 года, но 2004-го!

Начали спартаковцы чемпионат в целом неплохо, до начала ноября проиграв лишь пять раз при 13 победах. Но не зря мы говорили о запасе прочности. Молодость при всех своих плюсах ещё означает и нестабильность. Ноябрь команде не удался, и МХК «Спартак» на какое-то время оказался вне зоны «плей-офф». И, скажем откровенно, мысли в тот период закрались нехорошие. Но здесь тренерскому штабу и команде удалось сотворить чудо. Получив кадровое пополнение в лице трёх новых защитников, освободив из коллектива тех ребят, которые уже вряд ли усилили бы МХК «Спартак», красно-белые рванули вперёд, да так, что голоса критиков скоро стихли. А потом стали раздаваться голоса восторженные. Причём от тех же людей. В декабре спартаковцы одержали 9 побед в 10 играх! А соперники-то какие были: «Алмаз», «Локо», «Динамо» (СПб)! Особо не притормаживали наши ребята и в январе, хотя чуть и сбавили ход. 
Неприятным сюрпризом стало поражение 2 февраля на домашнем льду от записного аутсайдера – «Амурских Тигров» 3:6. Правда, через пять дней красно-белые реабилитировались, победив в Ярославле могучий «Локо» 2:0. А затем выдали феноменальную серию на Дальнем Востоке из шести побед. Оставались четыре матча дома – со «СКА-1946» и московским «Динамо», и шанс побороться за итоговое третье место. И вот здесь проявилось то самое, что было поставлено эпиграфом к нашей статье. 27-го февраля МХК «Спартак» выдаёт отличную игру и берёт верх над непосредственным конкурентом за пьедестал – «СКА-1946» 4:2. Сутки спустя следует разгромное поражение 1:6. Точно так повторяется и в последнем туре: в первый день – выдающаяся победа над московским «Динамо», сильнейшей командой лиги этого сезона, 4:3 в овертайме. Второй матч – полное фиаско 0:7, без каких-либо шансов. И дело здесь даже не в самом поражении, а в том, как ты проиграл. Всё-таки 1:6 и 0:7 для четвёртой команды Западной конференции – это чересчур. Особенно перед плей-офф…



Ещё свежи в памяти баталии МХК «Спартак» с «Красной Армией», но обида от несбывшихся ожиданий пройдёт не скоро. 

Наш традиционный разговор после сезона с главным тренером МХК «Спартак» Владимиром Тюриковым мы начали с вопроса, что называется, «в лоб».

- Владимир Вячеславович, эмоции после поражения в плей-офф, наверное, немного схлынули, поэтому вопрос прямой: как вы сами по пятибалльной шкале оцениваете прошедший чемпионат для нашей команды? И почему?
- Если брать «регулярку», то, в принципе, сыграли на «четвёрку». Могли подняться повыше, но, к сожалению, потерянные очки в первой половине сезона в домашних играх не позволили это сделать.

- Какая часть чемпионата получилась наиболее трудной? 
- Я бы не стал делить чемпионат на какие-то части – на более лёгкую или трудную. В начале были переносы матчей, связанные с пандемией, соответственно потом возросла нагрузка на ребят как раз из-за этих переносов. Окончание чемпионата было трудным – выезд на Дальний Восток, когда, по большому счёту, и были сняты все вопросы по попаданию в плей-офф. Четыре заключительные игры получились непростыми: дома со «СКА-1946» и московским «Динамо». От этих матчей напрямую зависело итоговое распределение мест.  

- Обычно в прошлые годы спад у МХК «Спартак» приходился как раз на декабрь. Сейчас же, пожалуй, именно в этот месяц наша команда показала отличный настрой и соответствующий хоккей. И это после провального ноября. Вопрос: за счёт чего удалось в корне переломить ситуацию?
- На тот ноябрьский период пришлось немало травм у игроков. Кто-то болел. К декабрю же, если можно так сказать, команда постепенно начала «собираться», появились чёткие контуры, образовался боеспособный коллектив. Да и сами ребята стали понимать, что мы хотим и куда идём. 

- В этом чемпионате у МХК «Спартак» частенько проявился тот самый «синдром спаренных матчей», про который мы неоднократно писали и говорили. Вы, естественно, как тренер, имеющий многолетний опыт проведения таких матчей, изнутри знаете всю «кухню». Действительно ли после победы в первый день очень трудно настроить ребят на вторую игру?
- По результату получается так. Конечно, тренерский штаб пытался достучаться до ребят, но, видимо, не всегда доходило. Всё равно выходили в повторной игре даже не с расслабленностью, а, скорее, с какой-то вальяжностью. Вот последние матчи чемпионата в этом плане получились как раз очень показательными. 

- В этом сезоне состав троек нападения менялся довольно часто, при этом второе звено (назовём его «атлантовским») играло почти всегда в неизменном сочетании, «химия» получилась замечательной. В первом матче плей-офф именно с Силантьевым, Коковиным и Усмановым у «Красной Армии» возникали проблемы. Но в следующих играх сопернику удалось прикрыть этих ребят практически «наглухо». За счёт чего? Как это виделось с тренерского мостика? 
- Соперник же разбирает прошедшие игры тоже, учитывает свои ошибки. Понятно, откуда исходит угроза, значит надо над этим работать. Да, у «Красной Армии» получилось, начиная со второй игры, более-менее прикрыть это звено.

- Многие болельщики после проигранного третьего матча серии плей-офф, того, что закончился в серии буллитов, негодовали: дескать, у «Спартака» что, вообще нет «буллитмейстеров»? И вопрос этот действительно актуален. В вашу бытность игроком буллиты били гораздо лучше, чем сейчас. Получается, что вратари стали квалифицированнее или полевые игроки слабее? 
- В мою бытность игроком такого количества буллитов не было. Но опять же, если сравнивать команды мастеров и «молодёжку», то… Здесь же играют совсем молодые мальчишки, соответственно, и психика другая, и груз ответственности давил. Может это сказалось. 



- А как вообще выбирались те ребята, которые пробивали буллиты в том приснопамятном матче с «Красной Армией», по какому принципу?
- Эти решения принимались не сразу, не «здесь и сейчас», они зреют по ходу всего сезона. Велась работа на тренировках над этим важным компонентом, мы смотрели, кто как исполняет буллиты, кто что может. Доверили этим ребятам…

- Вернёмся немного назад. Посреди сезона команду пополнили три новых защитника: Дима Ромко, Лев Рогушин и Илья Селин. Двое из них сразу же заняли ведущие позиции в команде. Если можно, охарактеризуйте этих ребят, расскажите про них поподробнее, насколько хорошо они вписались в коллектив?
- Да, действительно, эти ребята быстро вписались в коллектив. Хоккеисты играющие, думающие, с хорошим катанием. Проблем по поводу того, чтобы «прописаться» в команде, у них вообще не возникло. 

- Почти весь чемпионат за команду выступал Олег Корчагин, концовку сезона, перед травмой, отлично проводил Захар Шабловский. В итоге же в плей-офф по разным причинам не сыграл ни тот, ни другой. Сильно ли ослабило наш коллектив  отсутствие этих ребят? 
- Да, сильно. Два ведущих нападающих отсутствовали, распалась тройка. Даже, пожалуй, две тройки. Олег Корчагин – «мотор» команды, Захар Шабловский – технарь, который вполне может «из ничего» создать опасный момент или гол. Конечно, нам их не хватало. 

- Известно, что сослагательное наклонение в спорте неприемлемо. И всё-таки давайте помечтаем и предположим, что вам удалось получить в состав всех сильнейших игроков, имеющих право играть за «молодёжку». Команда, в принципе, подобралась бы весьма приличной по своему потенциалу. Можно было бы тогда замахнуться на большее, чем случилось в итоге?
- А почему нет? Да, могли замахнуться на большее. Даже по этим играм с «Красной Армией» я бы не сказал, что мы вчистую проиграли. Сражались на равных, где-то удача от нас отвернулась, в той же четвёртой игре. Невнятной получилась только вторая домашняя игра. Вышли не с тем настроем. В плей-офф слово «недонастрой» неуместно, но огня на площадке не хватало. Возможно, сработал как раз тот самый синдром второй игры, после победы в первый день…

- Если сравнить этот сезон и прошлый, то какой вызвал лично у вас больше положительных эмоций? Ведь завершились они по конечному результату одинаково…
- Положительные эмоции были в тот сезон, когда мы стали чемпионами (улыбается). Сложный вопрос. И год назад, и сейчас были и негативные моменты, и позитивные. Однозначно сказать нельзя. 

- Впереди ещё почти месяц тренировок. Каковы сейчас дальнейшие планы? Когда начнётся просмотр новичков?
- Точные сроки назвать в данный конкретный момент невозможно. В связи с пандемией изменился календарь у Академии, теперь сезон завершится позднее. У них проходят по 2-3 матча в неделю, ребята бьются за первые места и «выдёргивать» сейчас у них ведущих игроков было бы не совсем правильным. По мере возможностей будем просматривать хоккеистов по ходу игр, а призывать – когда закончатся «школьные» соревнования. 

- Может быть, будут какие-то спарринги или даже турнир? Такое же практиковалось раньше.
- Турниров до отпуска точно не будет, а вот отдельные спарринги вполне возможны.