Интервью

Владимир Тюриков: Первую часть сезона удалось провести хорошо

Владимир Тюриков: Первую часть сезона удалось провести хорошо
Главный тренер МХК «Спартак» в разговоре с пресс-службой красно-белых вспоминает завершившийся сезон.

- Сезон-2019/20 получился странным во всех отношениях не только для нашей команды, но и для всего спортивного мира. Если говорить о МХК «Спартак», то ещё в августе многие говорили о грядущем провале, но начался чемпионат и красно-белая «молодёжка» заиграла, на удивление, неплохо, в октябре-ноябре набрав приличный ход. Однако после Нового года последовал длительный спад, который продолжался вплоть до окончания «регулярки». Чем объяснить резкое изменение настроения команды в этом сезоне?
- Команда в межсезонье обновилась, как минимум, процентов на 60. Возможно, от этого и пошла такая нестабильность. Порой ребята не до конца понимали, как, когда и что надо «играть» на площадке, какие-то тактические схемы. Что касается набранного хода… Да, первую часть сезона удалось провести хорошо, действовали на эмоциях, на том багаже, что был заложен на предсезонной подготовке. Потом накопилась и физическая и психологическая усталость, пошли травмы, это уже чувствовалось в декабре. А после Нового года, да «нырнули», действительно, глубоко, спад наступил серьёзный.

- Кстати, то же произошло и в плей-офф, только на небольшом отрезке времени. Совершенно неожиданно для многих, в двух первых матчах спартаковцы предстали дружным, сплочённым коллективом, давшим бой абсолютному лидеру сезона. Появились даже надежды на успех в серии. Увы, две московские встречи со «СКА-1946» оказались полной противоположностью выездным матчам. Чего не хватило команде в московских играх?
- Скажу так: в Москве не хватило простоты действий. Две игры в Питере отняли у нас очень много и физических сил, и эмоций. Всё это не могло не сказаться. Молодёжный хоккей всё-таки не настолько прагматичен по сравнению со взрослым. В московских матчах были определённые моменты, когда нашим ребятам надо было сыграть по-другому. Не хватило строгости и одновременно простоты. Ну и конечно, везения.

- И всё же, как кажется, этот сезон можно занести нашей «молодёжке» в актив.
- Если учитывать случившуюся прошлым летом смену поколений, то – да. Но хотелось бы большего. Опять, взять те же встречи со «СКА-1946» в плей-офф. В первых двух играх в Санкт-Петербурге действительно стало что-то такое вырисовываться - появилась надежда на общую победу в серии. Во всяком случае, не было видимости, что встречается победитель регулярного чемпионата с командой, занявшей 8-е место. Матчи-то получились равными. И всё же соперник оказался в каких-то ситуациях более мобильным, более, если уместно такое выражение, качественным, ровным. У «СКА-1946» бери любое звено, и оно особо не уступает другим, команда, фактически, без слабых мест. У нас - не так. В тех же матчах в Санкт-Петербурге нам, например, приходилось переходить на игру в три звена.

- Ещё в предсезонных контрольных встречах капитаном стал Александр Оськин. Во многих играх вёл за собой ребят, дрался за команду, причём и в прямом и в переносном смысле. И вдруг после одного из лучших своих матчей – в декабре, в Ярославле – пропал из виду. Слухи ходили разные. Сейчас можете сказать, что всё-таки произошло и почему с капитаном пришлось расстаться?
- Не хочется сейчас ворошить «грязное бельё». Всё-таки считаю, что этот вопрос надо задавать ему. Мне не хотелось бы распространяться на эту тему.



- На протяжении всего сезона у МХК «Спартак» были серьёзные проблемы при игре в большинстве, которые, несмотря на усилия тренерского штаба, так и не удалось решить.
- Правильно говорится: если нет мастерства, играй проще. Опять же – это молодёжный хоккей, ребята стремились где-то сыграть красиво, забить. Но если смотреть взрослый хоккей, то там две трети голов в большинстве получаются после броска и подставления клюшки, после рикошета. Может быть, это и наша беда, хотели сыграть по-спартаковски, комбинационно. Считаю, что надо было упрощать свои действия и, возможно, результат в большинстве был бы другим.

- Уже не раз было подмечено, что после вызовов в различные сборные наши ребята возвращались в расположение команды какими-то другими и, частенько, в состоянии худшем, чем до отъезда. Почему такое происходит, по-вашему?
- Я бы не стал так уж категорично утверждать. Возьмём того же Алексея Егорова. У него, например, прогресс был заметен. Ему вызов в сборную пошёл на пользу. Хотя, действительно, были и обратные примеры. В сборной же как: 3-4 дня потренировались, поехали на турнир, сыграли. В клубе режим подготовки несколько иной.

- Не только в этом, но и в прошлых чемпионатах МХК «Спартак» не раз отправлял запросы в Департамент судейства на предмет оценки действий арбитров в тех или иных спорных ситуациях, но Департамент, как правило, принимал сторону «своих». Вы в МХЛ работаете с небольшим перерывом уже девять сезонов, поэтому, наверное, можете оценивать и сравнивать, естественно, без каких-либо фамилий и персоналий. Как по-вашему, квалификация арбитров в МХЛ с 2011-го года выросла или нет?
- Позитивные сдвиги есть, однозначно. Вот заканчивается сезон, начинаешь думать, анализировать, в том числе и по судьям… Совсем безгрешных людей нет: и у судей бывали ошибки, да, но говорить о том, что это было сделано как-то умышленно, я бы не стал. Появилось в судейском корпусе МХЛ и много молодых ребят, они приходят, тоже учатся и, естественно, в процессе обучения, допускают ошибки. Это – нормальный рабочий процесс. Хочу сказать, что на наших матчах плей-офф бригады арбитров отработали на твёрдую «пятёрку», никаких претензий, нареканий, судили чётко, грамотно, всё – по делу.

- По сезону совсем молодые спартаковцы – 2002 и 2003 годов рождения в основной массе оправдали доверие. Влад Чуркин стал одним из самых стабильных защитников, а Егор Маклозян заслужил место в первом звене на определённом этапе. А вот некоторые ребята постарше, которые стабильно играли год-два назад, почему-то сдали. Это общая тенденция молодых хоккеистов или всё-таки в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно?
- Всё-таки, наверное, нужен индивидуальный подход. У каждого молодого хоккеиста становление проходит по-разному. Что можно сказать абсолютно точно, так это то, что во второй год в МХЛ ребятам всегда сложнее, чем в первый. В дебютный год эмоции, собранность, концентрация у молодого хоккеиста почти всегда на максимуме. А во второй… Нет, тут, конечно, опять же всё зависит от человека. Если он начинает думать, что многому научился, что может позволить себе какие-то авантюрные шаги на площадке, то это сказывается не в лучшую сторону. Приходится в воспитательных целях даже опытных ребят переводить в запас.



- На протяжении всего чемпионата тренерскому штабу МХК «Спартак» приходилось почти беспрерывно искать сочетания и в обороне, и в атаке. Не всегда удачно, но когда получалось и ребята начинали действовать хорошо, слаженно, одного, а то и двух вдруг забирали «на повышение», и всё ломалось. Вот какие чувства были в этот момент у вас?
- Конечно, хорошо, когда игрок, претендующий в перспективе на попадание в первую команду или в «Химик», находится здесь, у нас, получает игровую практику. С другой стороны, мы в молодёжном хоккее для того и трудимся, чтобы растить ребят, учить, воспитывать и отдавать на повышение. Да, когда ребята уходят, потом приходят, нам необходимо перекраивать звенья, и есть в связи с этим неудобства. Но без этого никак нельзя. Так было и так будет. Через такие «перемещения» проходят почти все игроки. Редко кому удаётся выйти из МХЛ и сразу же закрепиться во взрослом хоккее. С одной стороны, нам жаль, когда команду покидает сильный игрок и его забирает «Химик» или основа. С другой стороны, у нашего тренерского штаба возникает чувство, что работаем мы не зря.

- Назовите три самых удачных и три самых неудачных матча МХК «Спартак» в сезоне.
- Из неудачных сразу вспоминается оглушительное поражение от «СКА-1946» в самом начале сезона. А удачные … с китайцами, наверное. Если же кроме шуток, то удачные с тем же СКА, когда на выезде мы нанесли им первое поражение в чемпионате. С ними же - вторая игра плей-офф, победная для нас. А третья? Пожалуй, декабрьская в Ярославле, когда обыграли «Локо».

- А ещё парочку неудачных назовите.
- Это сложнее вспомнить. По мне, так любую встречу, которую проиграли, можно назвать таковой…

- План подготовки на лето свёрстан, но нет никаких гарантий, что будет реализован. Как вообще трудиться, действовать тренерам в такой, почти «патовой», ситуации, когда нет ни льда, ни занятий на земле, игроки, по сути, предоставлены сами себе?
- Ну, у нас игроки не совсем сами себе предоставлены. Мы занимаемся с ними, проводим онлайн-тренировки почти каждый день, общаемся. К сожалению, да, мы сейчас в полной мере не можем просматривать и отбирать хоккеистов в команду. Понятно, что главный критерий – лёд, которого по объективным причинам в данный момент нет. Поэтому пока даём «физику». Но это же не только мы – все находятся в таком положении.

- Сейчас уже есть список новичков, кто заявляет свои «претензии» на попадание в МХК «Спартак», но это ребята только из нашей школы и из школы «Химика». В предыдущие годы в это время уже приходили игроки «со стороны». В связи с этим вопрос: ожидать ли новобранцев не из спартаковской и не из воскресенской хоккейных школ летом?
- Будем надеяться, что ситуация с пандемией всё же разрешится положительно. И тогда перед запланированными сборами в Гомеле у нас будет ледовое время, и, я думаю, что обязательно кто-то появится. Каждый год так происходило.