Интервью

Роман Людучин: Искал в Корее «морковку-по корейски», но так и не нашёл

Роман Людучин: Искал в Корее «морковку-по корейски», но так и не нашёл
В новейшей истории «Спартака» было не так много хоккеистов, которым болельщики посвящали персональные кричалки. Роман Людучин - один из них. «Восемь-восемь, Рома Людучин». На мотив припева песни Yellow Submarine у «Биттлз». Кто же из завсегдатаев Сокольников этого не помнит! Он провёл четыре сезона в «Спартаке», после чего хоккейная жизнь прилично потрепала форварда. Он играл в ВХЛ, в Казахстане и даже Южной Корее. И ему есть, о чём рассказать.

- Роман, в каком городе мы вас нашли?
- Я сейчас дома, в Пензе.

- Какая обстановка?
- Спокойная. Я думаю, что люди уже понимают: постоянно сидеть дома невозможно. Надо же выходить и дышать свежим воздухом хотя бы иногда. Когда появляюсь на улице, то вижу, что людей становится всё больше и больше. Вчера ходил в большой супермаркет, а там народа, как будто Новый год скоро. Первое время ходил заниматься в парк. Сначала народа было мало, а сейчас - больше. Людям хочется гулять и заниматься спортом. Я вообще решил ограничить себя от информации по коронавирусу, потому что её было уж слишком много. Надоело. Стараюсь абстрагироваться. Признаюсь, дома не сижу и каждый день куда-либо выхожу. То потренироваться, то в магазин.

- Вы запасались продуктами?
- Я сейчас живу у родителей, а через этаж живёт сестра. Так что мы ходим и закупаемся продуктами на две семьи примерно каждые три дня.

- Как в отпуске поддерживаете форму?
- Бегаю и хожу на турник. Плюс я вспомнил про тренажёрный велосипед, который мне друзья подарили лет 10 назад. Достал из гаража отца и привёз. Он абсолютно новый. А сейчас уже в городе подсохло, я и на обычный велик буду садиться. Ещё у знакомого тренера перенял упражнение burpee, его сделаю двести-триста раз. Мы с друзьями на озере ещё бегаем. Там есть хороший песок, и по нему можно бежать. В общем, «мы на спорте».

- Месяц назад могли представить, что ситуация так далеко зайдёт?
- Сначала я был спокоен, потом начал чуть-чуть опасаться. Точно не мог поверить, что будет такой масштаб. Вроде XXI век, а тут такие вещи. Кто-то говорит, что этот вирус был разработан в каких-то лабораториях. Много чего говорят… Люди гибнут по всему миру, конечно, я не мог и предположить такого. Смотрел сериал «Тюдоры», там показывали чуму - нельзя даже к человеку прикасаться. Есть сейчас схожее ощущение у меня. Я напуган был, причем в первую очередь не за себя, а за близких мне людей. Ехал из Казахстана к сыну, потом к родителям и думал, что могу быть переносчиком вируса. Людям государство должно в такой ситуации помогать. Про помощь в телевизоре постоянно говорят, но мой товарищ с ипотекой пришёл в банк, а с ним даже разговаривать не стали. Ему сейчас нечем платить, потому что не работает. Государство обещало отсрочку, а банк с ним даже разговор не ведёт. Как-то странно. Кому-то дают отсрочку, а кому-то - нет.



- По вашим ощущениям, когда жизнь вернётся в нормальное русло?
- Я как-то шутил, что в мае мы все Турцию полетим. Некоторые медики говорят, что когда станет теплее, вирус погибнет сам собой. Но на самом деле я не знаю ответ на этот вопрос.

- Вы играли в чемпионате Казахстана. Расскажите.
- Если сравнивать с Кореей, то в Казахстане лига мастеровитее. Достаточно много игроков, поигравших в КХЛ. У нас в ВХЛ есть непонятное правило, по которому есть ограничение на возрастных игроков. Когда мы приходили в Высшую лигу, то там нас встречали мужики, которым ты должен был доказать, что ты, молодой пацан, достоин играть с этими мужиками. Доказывать надо было начиная с быта и заканчивая льдом. А сейчас люди не парятся по этому поводу и подписывают игроков потому, что те подходят по возрасту. Конкуренции практически нет. Правило это надо убирать. Хоккеисты, которые не попадают в КХЛ, где им играть в России? Именно из-за таких ограничений у нас десятки хороших хоккеистов уезжают в Румынию, Корею, Казахстан. Там очень много наших игроков. Если бы не было этого правила, то ВХЛ была бы намного сильнее. Иногда смотришь, а люди пас не могут отдать на два метра вперёд. И это потому, что нет конкуренции, и игроки не хотят расти. Если молодой хоккеист хороший, то он и так пробьётся. Некоторые игроки, которые всю жизнь отдали хоккею, не могут даже в ВХЛ играть. И так поступают с хоккеистами в своей же стране!

- В Казахстане же тоже есть лимит?
- Да, при этом много россиян принимают гражданство Казахстана, чтобы не считаться легионерами. В каждой команде должно быть 13 или 14 казахов. И русскому игроку должно быть максимум 33 года. В целом, там много отличных ребят, которые могли бы играть у нас в ВХЛ. Понятное дело, денег там чуть побольше платят, чем в ВХЛ. Может быть поэтому и правила такие у нас, чтобы молодому игроку много можно не платить. Дали ему 80000 рублей, он и рад.

- Вы где-то говорили, что вам полностью не выплатили все деньги. Как думаете, отдадут?
- Нам и не заплатят. Это уже официально. Там решили, что эти деньги необходимо отдать на борьбу с коронавирусом. В Казахстане сказали, что раз мы не играем, то есть не работаем, то по закону нам и не заплатят. Как-то так объяснили. Хотя у нас контракты до 30 апреля. Мы и так много потеряли, оттого что не играем: моя команда боролась бы за кубок, а кубок - это премиальные. Понятное дело, что случился форс-мажор, но играть-то мы были готовы. Почему бы нам не заплатить те деньги, которые мы обговаривали перед сезоном? Эта ситуация с вирусом очень многих подкосила. В Казахстане контракты никак не защищены. Если в КХЛ есть правила и компенсации за разрыв контракта, то в Казахстане тебя в любой момент могут попросить написать «по обоюдному согласию». И всё.

- Вас когда-нибудь в прошлом так обманывали по контракту?
- Я не считаю, что это обман. Это, скорее, издержки. Мировая проблема. До этого со мной всегда рассчитывались полностью. Только однажды я «попал», когда переходил в «Спартак». Надо было пройти первый или второй раунд плей-офф, чтобы получить 100 процентов зарплаты. Потом ещё в один сезон начался какой-то кризис, и курс валюты очень сильно скакал. Бывали в моей жизни контракты, что ты не можешь получить премию больше 10% от контракта. А в Корее вообще всё было прекрасно.



- Как вас туда занесло?
- Я пропустил половину сезона из-за травмы, искал варианты и знакомый предложил попробовать поиграть в Корее. Я вообще ничего не знал, когда туда ехал. Сначала сомневался, начал отказываться, а потом всё-таки согласился. Для меня Корея была как другая планета. А когда приехал, оказался в восторге от отношения людей. Всё, что обещали - выполнили. Зарплата день в день, форма - какая хочешь. Там всё очень чётко. Просто супер. Всё было настолько хорошо, что даже не на что разозлиться. Там даже на дорогах все спокойно. Если у нас перед тобой неожиданно встала другая машина, то начинают бибикать и чуть ли не драться, а там просто люди спокойно стоят по несколько секунд и ждут. Перед тобой поехала машина, и ты поехал, всё аккуратно. На такие вещи обращаешь внимание.

- Привыкли к азиатской кухне?
- Кстати, все говорят что в Корее едят собак, но я такого не видел. Может, где-то есть такое… Я люблю очень острую пищу, а там её много. У нас в России на каждом углу продаётся «морковка по-корейски», а в Корее её нет. Я искал там эту морковку, но не так и нашёл. Там всё очень вкусно и очень много маленьких ресторанчиков, где можно заказать всё что угодно. Я там ел и камчатских крабов, и лапшу, и рис. Одно блюдо прямо очень понравилось - это острый суп со свиными рёбрышками. Это просто что-то с чем-то, очень вкусно. Подается отдельно рис и закусочки разные.

- Русские игроки не считались в Корее легионерами?
- Да, и нам это очень нравилось. Но так часто бывает: когда тебе что-то нравится, всегда что-то происходит неприятное. Приняли закон, по которому русские вновь стали легионерами. Наша команда сразу закрылась, и чуть не закрылась вся лига. В итоге осталось 7 команд. Наш тренер после того сезона сказал, что это был самый интересный год в его карьере, потому что был серьёзный уровень хоккея в лиге. До этого люди набирали за 50 игр по 100 очков, а тогда максимум было 37 очков у лучшего бомбардира лиги. Было ровнее.

- Народ ходит на хоккей?
- Там были бесплатные билеты, но почти никто не ходил. Я ещё бывало шутил, мол, сегодня пришло сто человек, у нас рекорд. В Японии ходит больше народа. Там тысячи по две бывает на матчах. В Корее людям не до хоккея - им нравится бейсбол.

- Как вы понимали тренера?
- Тренер был местный. Он говорил по-английски, и мы его понимали. Плюс был в команде переводчик.



- Деньги неплохие?
- Парни, которые получили корейские паспорта с прицелом на Олимпиаду, зарабатывали 150000 - 200000 долларов за сезон. А зарплата российских игроков варьировалась от 50000 до 100000 долларов. Это очень хорошие деньги. Деньги платили в местной валюте, но ты спокойно переводил в доллары и ничего не терял. Сейчас там все контракты срезали примерно на 20-30 процентов.

- Для Южной Кореи хоккей - экзотика?
- Экзотика обычно вызывает интерес, а там народ не ходил. Думаю, просто нет у них хоккейных традиций, Они любят в основном то, что любят в Америке. У них даже развлечения такие же, как там. В баре люди кидают дротики, играют в Beer Pong - шариком от настольного тенниса надо попасть в стакан с пивом, стоящий на другом конце стола. Много играют в бильярд без луз. Мы с товарищем как-то захотели сыграть в бильярд. Пришли, а на столе нет луз. А корейцы с азартом гоняют шары. Посмотрели мы и решили, что эта игра не для нас.

- Когда был выходной, чем занимались?
- Мы жили в городе, из которого за час на метро можно доехать до Сеула. В Сеуле был несколько раз, но особо там никуда не ходил. А у нас в центре был огромный парк с озером. Там можно было гулять, бегать, ходить на ярмарки - очень круто. Иногда играли в боулинг. А вот караоке нормального не было, приходилось петь дома (смеётся).

Продолжение