Интервью

Коллега Никиты Беспалова

Коллега Никиты Беспалова
Мало кто знает, что у московского «Спартака» есть свой духовник. Отец Олег, который служит в Нижнем Новгороде. Он называет себя духовным врачом команды. И коллегой Никиты Беспалова. В Рождество самое время узнать почему.

- Как состоялось ваше знакомство со «Спартаком»?
- В прошлом сезоне в преддверии выхода команды в плей-офф я приехал в Москву, мы встретились с ребятами и тренерским штабом - помолились, отслужили молебен. Господь помог, услышал - «Спартак» спустя много лет вновь играл в матчах Кубка Гагарина. В этом году, будем надеяться, красно-белые пройдут и первый раунд, потому как в команде есть хорошие игроки во всех линиях. Есть движение вперёд, а значит будет и результат.

- Первый, с кем вы познакомились, был Никита Беспалов?
- Да. Никита и Лёша Пепеляев. Когда парни просят меня, я приезжаю в Москву. Раньше в течение 15 лет был духовником «Торпедо», да и вообще с хоккеем связан давно - я из хоккейной династии. Фамилия моя Серняев, я из Пензы. Оба моих дяди играли в местном «Дизеле». Я и сам когда-то занимался в хоккейной школе, потом, правда, 20 лет не вставал на коньки. Очень тяжело переживал, когда разбился ярославский «Локомотив»… Знал Сашу Вьюхина, мы общались, да и вообще был знаком со многими ребятами, находившимися в том самолете. Молюсь за них каждую службу. Однажды ко мне подошел владыка и сказал, что спортсменов нужно духовно окормлять, это их труд. Так я стал работать с ребятами-хоккеистами. Сейчас у нас своя команда «Дьякон» - в прошлом сезоне в Региональной хоккейной лиге мы заняли первое место. Играли на Кубке НПХЛ и победили. Ребята в команде верующие, православные - 50 человек молодёжи, все получают удовольствие от хоккея.

- Скажите людям невоцерковлённым, кто такой «духовник команды»?
- Говоря современным языком, это духовный врач, психолог. Мы же знаем и понимаем, что без Бога жить невозможно. В конце своей жизни каждый человек придёт к одному. Хоккей - тяжелейший труд. И тренерского штаба, и самих хоккеистов. Хоккей не мешает вере в Бога, а вера в Бога помогает игрокам достичь определённых результатов. Когда общаешься, помогаешь духовно - появляется уверенность, результаты. Так и работаем… С Никитой и его семьёй мы знакомы уже очень давно. В Нижнем Новгороде я был первым священником, который начал служить молебны перед сезоном, перед плей-офф. Очень рад, что меня пригласили в «Спартак», рад что тренерский штаб это поддерживает. Буду молитвой, насколько это возможно, помогать спартаковской команде достичь вершин в хоккее. Общение духовника и команды идёт только на пользу. Многие ребята говорят: когда у команды есть батюшка - все становятся как одна семья, становится легче работать.



- Хоккей - это и эмоции, и драки, и грубая лексика на льду, в раздевалке. Как с этим справиться?
- Матом никто не заставляет ругаться. Как человек, играющий в хоккей, я понимаю, что на площадке бывает всякое. Ребята «загорелись», «вспыхнули», потом друг друга обняли и пожали руки. Видишь, что это было в пылу эмоций, страстей. Страсти могут быть разными, но лучше пусть они остаются на хоккейной площадке. Я не зря сказал, что в моей команде «Дьякон» играет 50 человек молодёжи. Они приходят и понимают, что лучше отдать свои силы, свою энергию на площадке и стать физически сильнее. Как говорится, в здоровом теле - здоровый дух. Стараемся, чтобы ребята-хоккеисты меньше ругались матом - я всегда на них влияю. Говорю, чтобы любили свои семьи, свой семейный очаг. Спорт и вера вместе.

- Как быть, когда во время поста идут матчи? Надо ли его соблюдать спортсменам?
- Церковь дозволяет спортсменам его не соблюдать. Спортсмены берут на это благословление у духовника. Если они не будут ничего есть - будут «штаны возить», а не играть.

- Почему сейчас церковь демонстративно поддерживает все начинания государства?
- Мир настолько хрупок… Как сказал преподобный Серафим: «Россия поднимется с колен и будет одной из великих держав, когда народ начнёт верить в бога». Бывает люди приходят и говорят: «Вот, у нас правители хорошие». Отвечаю: «Слава Богу»; когда говорят, что плохие, отвечаю: «У вас будут такие правители, которых вы достойны». Государство делает для нас то, что может. У нас хороший сильный президент, которого мы поддерживаем и будем поддерживать. Это не говорит о том, что церковь слилась с государством, что мы делаем то, что они нам говорят. Мне радостно от того, что церковь оказывает доброе хорошее влияние на всех людей, не зависимо от того, хоккеист это, президент, простой человек - на всех, кто сам приходит в церковь и старается покаяться, исправить свою жизнь. Священники, протоиереи, патриарх поставлены для того, чтобы была сильная духовная власть, чтобы те люди, которые связаны с церковью, которые с ней соприкасаются, очищались от своих грехов и вставали на праведный путь.

- Вам не кажется, что Россию в последнее время бросает из крайности в крайность? В 30-е годы прошлого века мы повсеместно разрушали храмы, а сейчас их строят в таком запредельном количестве.
- Вы ошибаетесь. Разрушали не мы, разрушали сатанисты, безбожники. Те, кто своими кровавыми деяниями в то время пришли к власти. Храмы сейчас нужны однозначно. Я служу в одном из архиерейских соборов на Автозаводе в Нижнем Новгороде - у нас каждый день две божественные литургии: в 6 и 9 часов утра и вечерняя служба в 16 часов. В субботу и воскресенье у нас причащается по 200 человек, в пост - 300-500 человек. У каждого человека должен быть свой врач, свой доктор, свой духовный врач - в нашей ситуации это священник.

- Вы сказали, что у вас есть своя команда. Сами на лёд выходите?
- Да. Летом я, конечно, немного прибавил в весе (смеётся), но к сезону 32 килограмма сбросил. Выхожу на лёд, играю. Я - вратарь, мы с Никитой Беспаловым, можно сказать, коллеги. По статистике нашей Лиги я в прошлом году был восьмым, хотя играл очень мало. Стараемся, чтобы народ к нам ходил на матчи.



- Кто еще из больших церковных чинов играет в хоккей?
- Знаю несколько протоиереев, которые играют в Сарове. В Москве, в Питере играют священники, дьяконы. Спорт ведь не вредит. Если ты разумно к нему относишься, то он только во благо. Для меня это, скорее, физкультура - я больше выступаю как тренер команды, нежели вратарь. Но 7-10 матчей в сезоне обязательно играю.

- С чем к вам обычно приходят хоккеисты? Что их больше всего волнует?
- Душа болит у них о жизни, которую он проживают. У всех разные вопросы. Например, последний, с кем соприкасался - крестил ребенка у Миши Варнакова. Двое его детей являются моими крестниками. Крестил дочку у Никиты Беспалова. Вопросов все ребята задают много: и личных, и семейных, и домашних. Георгий Гелашвили в том году говорит: «Батюшка, вот думаю, как вас поздравить с днём рождения?» И прислал мне расписанный шлем. Он в своем родном селе в Грузии с нашей помощью построил женский монастырь, на свои средства. Ребята очень много жертвуют: пишут иконы, помогают церкви. Церковь помогает им духовно, а они ей финансово, для спасения своей же души.

- Но эту благотворительность многие хоккеисты не афишируют.
- Да. Очень много ребят из «Локомотива» помогали и детским фондам, и лично тем, кто нуждался в помощи. Слава богу, что их сердца и души так открыты. Хоккеисты - люди очень ранимые, творческие. Поэтому когда мне начинают рассказывать, что хоккеисты - дуболомы, ругаются матом на площадке, дерутся - я сразу прерываю разговор. Каждый человек - будь то хоккеист, шахтер, музыкант - натура тонкая, творческая. К этой натуре нужно подобрать духовный ключик, особенно когда тяжело.

- Когда вы смотрите матчи «Спартака», чья игра радует ваше сердце?
- Мне очень нравится взаимодействие ребят. Очень нравится игра Никиты Беспалова. Вратарская линия хорошая, тренерский штаб - тоже. Я и многие спартаковские болельщики надеемся, что «Спартак» не просто выйдет в плей-офф, но и пройдет первый раунд. И, пользуясь случаем, от всей души поздравляю наших ребят и всех болельщиков «Спартака» со Светлым праздником Рождества Христова. Пусть в ваших семьях будет мир и спокойствие, пусть все будут здоровы. Христос Спаситель открыл миру самую главную истину - «Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге». И пусть наши дома снова наполнятся радостью Рождества.