Интервью

Андрей Зубарев: Выбросил арбитра за борт. Но потом извинился

Андрей Зубарев: Выбросил арбитра за борт. Но потом извинился
Защитник, пополнивший этой весной состав «Спартака», пообщался с Артёмом Батраком и болельщиками в прямом эфире нашего Instagram.

- Сильно ли поменялся ваш уклад жизни во время пандемии?
- Немного поменялся, потому что обычно после сезона я улетал за границу и там проводил отдых с семьёй. Пару недель отдыхал, а потом уже начинал готовиться к сезону - тренировался пару раз в неделю. Сейчас всё меняется, и мы с семьёй находимся в Казани, где у нас живут родственники. Подстраиваюсь под эту изоляцию. С ребятами из разных команд начал с первого июня заниматься в зале. Я как раз выложил видео в Инстаграм, где у нас была «танцевальная» тренировка. Здесь больше работа идёт на мышечную память, а потом это всё надо воплотить в одно большое упражнение.

- Насколько сложна эта тренировка?
- Это хорошая аэробная нагрузка, она у нас идёт вместо пробежки или работы на велотренажере. Во время этой тренировки устаёшь и сильно потеешь. Пульс примерно 120-130. Приятно, что это проходит в коллективе, потому что такая тренировка для нас не свойственна. Но всё на позитиве. Мы в конце тренировки делимся на две команды и соревнуемся, кто сделает лучше.

- Переживаете из-за того, что этим летом придётся обойтись без моря?
- А что делать? Я думаю, что это не самое худшее, что сейчас происходит в мире. Просто иногда себя нечем занять, потому что ты привык что-то делать и есть определенный распорядок, а здесь его приходится менять. Просто сидеть или лежать для меня невозможно. Сейчас рыбалкой занялся.

- У вас несколько недавних постов в Instagram, где вы ловите рыбу.
- Вот это как раз было начало. Буквально недавно закупил снасти и всё остальное. Надо только практику подтянуть, а то теорию знаю хорошо, потому что насмотрелся много видео по этой теме. Сейчас поедем сначала на платное озеро, а на следующий день сделаем красиво: будем ловить на лодке со спиннингом.

- Какую самую большую рыбу успели уже поймать?
- Если честно, то размером с ладошку. Но это только начало.

- Есть подозрение, что вы совсем недавно создали свою страницу в Instagram.
- Да, так и есть. Благодаря или вопреки одному человеку, который вёл Instagram от моего имени, но этого человека я не знал. Он набрал 6000 подписчиков. Понятно, что если он напишет что-то, то подумают, что это я сделал, хотя я не при чём. Поэтому пришлось завести свой аккаунт, хотя не очень хотел этим заниматься. Пытаюсь что-то туда выставлять сейчас.

- Расскажите про ваш заокеанский период жизни. В Атланте вы провели всего 4 игры. Ощущения от дебюта в НХЛ вспомните?
- Непередаваемое чувство, потому что ты всю свою жизнь этого хотел и понимал, к чему стремишься. Меня привлекли в НХЛ только в концовке чемпионата, но это кайф. Я не достиг всего, что хотел, но мне дали это попробовать и почувствовать. Это круто.

- Если бы «Атланта» не прекратила своё существование, то вы бы остались там ещё на сезон?
- Я хотел остаться, у меня был двухсторонний контракт. Как раз после сезона встречался с генеральным менеджером и тренерским штабом, и мы обсуждали моё будущее. Сказал, что хочу остаться. Тренерам понравилось, как я сыграл эти четыре игры, и они, вроде бы, пообещали, что я буду играть в НХЛ и в АХЛ не поеду. И я настраивался на ещё один сезон. Но потом произошли известные события: новый город, новая команда, новый генеральный менеджер… У меня было не очень много шансов заиграть в НХЛ за «Виннипег». Меня провели через драфт отказов и расторгли контракт, я стал свободным агентом. Наверное, этой опцией уже не воспользуюсь, но всё может быть в жизни.

текст
- Многие хоккеисты рассказывают, что им в НХЛ многое обещают, но обещания потом не выполняют. Это миф или правда?
- Понимаете, когда тебе такое говорят, то ты стараешься ещё больше. Может, в этом и есть плюс. А когда сразу посылают, то тут всё понятно - значит в тебе не заинтересованы вообще.

- Кто-то из игроков в НХЛ вас тогда успел впечатлить? Например, Кори Перри.
- Я играл против «Нэшвилла», «Каролины», «Питтсбурга» и «Рейнджерс». Против Жени Малкина сыграл, а у «Рейнджерс» тогда был звёздный состав. Я больше был зациклен на всей ситуации, а не на конкретных личностях. И наслаждался моментом.

- Вы играли в АХЛ за Chicago Wolves. Говорят, что в АХЛ очень много автобусных переездов. Какой был самый сложный?
- Всё зависит от команды. Наша принадлежала какому-то миллиардеру, и условия были намного лучше, чем у многих других. Думаю, даже лучшие в АХЛ. Переезд на автобусе был максимум четыре часа, а в остальное время мы летали на самолётах. С другими пассажирами, но летали.

- В мытищинском «Атланте» вы играли с Бранко Радивоевичем. Какое он оставил впечатление?
- Бранко - прекрасный человек, с ним классно находиться в одном коллективе. Помню только хорошее.

- Давайте вспомним чемпионат мира в Минске. Он был после неудачи на Олимпиаде в Сочи. Какое настроение было в команде на тот момент?
- В сборной появился новый тренерский штаб, который возглавлял Олег Валерьевич Знарок. Плюс в команде почти не было тех, кто играл в Сочи. Я сейчас даже не вспомню конкретные настроения и задачи, но мы выступили более чем достойно и во всех матчах переигрывали соперников с подавляющим преимуществом.

- Насколько спокойно вы относитесь к тому, что не очень много забиваете?
- Любому игроку, кроме вратаря, хотя и им тоже, поверьте, хочется забить гол. То, что я немного забиваю, расстраивает, но если ты делаешь полезные вещи для команды в других аспектах - хорошо. Защитнику главное - не пропустить, выстоять в меньшинстве, отбирать шайбу, блокировать броски и проводить силовые приёмы. Может, это всё и больший плюс для команды, чем если ты забьёшь один гол, а в остальном будешь «возить трусы». Простите за это выражение.

- Чем сейчас занимается ваш брат Артём Зубарев?
- Он пока временно безработный, а в прошлом году работал тренером в Казахстане. Их чемпионат тоже приостановили, а в позапрошлом сезоне, брат выиграл чемпионат Казахстана. Сейчас он находится в Уфе, думаю, что дальнейший его путь тоже будет связан с хоккеем.

- Ваш первый молодёжный чемпионат мира, который проходил в Ванкувере. Вам было по 19 лет, а на трибунах 18000 болельщиков.
- Это было круто, особенно в финале, когда все или почти все болели за канадцев. Наши болельщики тоже были, но им было трудно перекричать канадцев.



- Трясло?
- Да, конечно. Это был приятный мандраж, который прошёл по ходу игры.

- Глядя на Евгения Малкина, было понятно, что это будет звезда мирового уровня?
- Он знал, что делать на льду. Конечно, такой возраст тогда был, что ещё непонятно, что может произойти, но было видно, что растёт звезда. Как и Саша Радулов, с которым я играл в одной пятёрке.

- На следующий год вы вновь играли на МЧМ, но уже в Швеции. Атмосфера была похуже?
- Так и есть.

- В финале снова канадцам проиграли. Почему?
- Все знают, что Канада всегда мощно выступает на молодёжном уровне. Жалко, кстати, что наши ребята в этом году обидно проиграли в финале. Шанс у них был, я думаю, что все видели это. Молодёжный хоккей в Канаде такой, что из каждой команды многие становятся суперзвёздами. Это неудивительно, что в этом году они снова попали в финал и победили. Правда финал прошёл по-другому сценарию, чем тот, что был у нас в Ванкувере. В Швеции был более реальный шанс на победу, но мы проиграли 2:4.

- Вы сыграли уже более 550 матчей в КХЛ. Лично для вас это серьёзное достижение?
- Всего? (смеётся).

- Это только в КХЛ. Вместе с чемпионатом России будет больше.
- Если отталкиваться от цифр, то вроде много, а на деле мог сыграть и больше. В последние годы я иногда играл примерно половину матчей. Этому были и объективные и необъективные причины. Могло быть намного больше. Может, дотяну до тысячи матчей?

- Что возьмёте с собой на сборы?
- Возьму ноутбук, возьму электронную книжку. Понятно, что всем хочется бумажную книгу читать и перелистывать страницы - это приятно, но электронная удобнее. Я уже привык, потому что бумажные занимают много места в чемодане. Сейчас пока отдыхаю от чтения, а на сборах начну читать снова. Там хватит времени на чтение, просмотр фильмов и восстановление. Тренировки, уверен, будут тяжёлые. Удочку возьму с собой. Вдруг будет возможность поехать на рыбалку в выходной?

- Какая у вас любимая книга?
- Мне очень понравилась книга «Атлант расправил плечи». Она у меня была в электронном виде, но если взять бумагу, то там тысяча, а, может, и больше страниц. Я её успел прочитать за одни сборы. Она мне настолько понравилась, что её брал с собой даже на обед и читал параллельно приёму пищи. Не хотелось с книгой расставаться.

- Под каким номером планируете играть в «Спартаке»?
- Хотел бы взять номер 28.

- Почему вы вообще играете под №28 в последнее время?
- Когда пришёл в СКА, то хотел взять третий номер, но он был занят Динаром Хафизуллиным. Надо было выбирать другой. У меня есть хорошие советчики в семье - это супруга и дочка. У жены день рождения 28-ого числа, а у дочки, если сложить некоторые цифры, тоже получается 28. Поэтому решили сделать так. И вот пять лет под этим номером играю.

- Для вас принципиально на каком фланге играть?
- Есть привычка, а кардинальных различий нет. Если вы привыкли что-то делать правой рукой, то левой не так удобно. Здесь примерно тоже самое, но особой разницы нет. В последнее время я играл с левого фланга, но, допустим, с Кириллом Кольцовым я три года играл справа. Если надо перестроиться, то для этого не требуется много времени. В ответственные моменты это вообще не важно, там надо просто выстоять, и ты будешь разбираться по факту в любой ситуации.



- В финальной серии против магнитогорского «Металлурга» три года назад вы забили Кошечкину из средней зоны. Как решились на такой бросок?
- В последние годы с клюшками у меня небольшие проблемы, а, может, проблемы были у производителя. Я не хочу никого обвинять, но я производителям об этом говорил и не раз. А мне всё время отвечают, что именно эта клюшка - лучшая. Мне тогда прислали несколько новых клюшек на проверку. На утренней раскатке попробовал и решил, что клюшка - «бомба». Когда у вас хорошая клюшка, вы думаете, как и куда бросить. А если понимаешь, что клюшка не очень, ну или руки, то тут в голове уже сидит это. Ты понимаешь, что нормально бросить не получится и лучше сделать другое действие. Мне с утра клюшка очень понравилась, и я забил с центра поля, хотя до этого два года не забивал. А потом мне прислали ещё шесть таких же клюшек, но они быстро сломались. А когда эти клюшки уже были на потоке, то они были уже совсем другими. Помню, что даже ругался с производителем по этому поводу.

- То есть вы тогда целенаправленно бросали из средней зоны?
- Да. Знал, что у меня нормальная клюшка в руках, и в таких ситуациях стараюсь использовать любой шанс. Если ты что-то делаешь, то это рано или поздно это должно получиться. - Мы всё пытаемся понять, как такие шайбы регулярно забрасывает Андрей Кутейкин. - Кутя - зверь. У меня это произошло один раз и, можно сказать, случайно. А у Андрюхи это целенаправленное действие, которое приводит к голу. У него очень-очень-очень мощный бросок. Я с ним играл ещё когда мы были молодыми в Уфе в начале 2000-х годов. Давно знаю, что у него очень хороший бросок.

- Сколько клюшек ломаете за сезон?
- Примерно 15-20. Обычно партия клюшек - это 32 штуки, и мне хватает. Но смотря как пойдёт: если тебе позволяют много бросать, то клюшки будут ломаться чаще. Некоторые клюшки доходят до такого состояния, что она не сломана, но играть ей неприятно.

- С кем вы из «Спартака» хорошо знакомы?
- Илья Зубов, Андрей Кутейкин, Сергей Широков и Йори Лехтеря. В процессе предсезонной работы точно со всеми познакомлюсь. Это не проблема.

- В начале прошлого сезона вы за борт выбросили линейного арбитра. Забавный момент?
- Мне потом показали момент в повторе. Я не сразу понял, что произошло. Извинился перед арбитром, когда мне сказали партнёры, что я сделал. Хорошо, что не подвергся каким-то санкциям. Это было случайно, всё бывает в хоккее.

- То есть когда вы коснулись человека, вы не поняли, что это был судья?
- Наверное. Это было около борта, и я подумал: может, кто-то из своих высунулся немного за борт? Я был сконцентрирован на шайбе и на том, где находится противник.


- Вы постоянно ловите соперника на «мельницу». Этому тяжело научиться?
- У меня это с детства. Брат тоже так делал. Мне болельщики «Салавата Юлаева» на день рождения сделали красивый ролик, как раз в YouTubе выложили, где я несколько раз ловлю людей на бедро. Красивый подарок. Видео под музыку . Мне это нравится делать, потому что эффектно. Может, это не всегда лучший приём для отбора шайбы. Понимаете, с последними правилами в КХЛ каждый начинает чуть-чуть менять свою игру. Я никого не обвиняю, лучше отобрать надёжным способом, например, клюшкой. У меня в прошлом сезоне был момент, когда я так поймал человека. Как я думал, что сделал всё по правилам, а меня удалили, и команда пропустила. На следующей игре ко мне подъехал другой главный арбитр и сказал: это было красиво, всё было правильно. Здесь уже приходится выбирать: либо покрасоваться, либо делать аккуратные действия и не подводить команду. Иногда, я убираю это из арсенала, потому что не знаешь, чем может закончиться. Лучше перестраховаться.

- Какие цели у команды на сезон?
- У «Спартака» такой подбор игроков и такой опытный тренерский штаб, что нельзя ставить цель просто попасть в плей-офф. Уверен, что цель будет намного выше. Не буду загадывать, но мы к этому будем стремиться.