История

Виктору Цыплакову – 85 лет!

Виктору Цыплакову – 85 лет!

Хоккейный клуб «Спартак» Москва поздравляет с Днём рождения Виктора Васильевича Цыплакова – легендарному нападающему отечественного хоккея, первому тренеру Александра Хохлачёва и, конечно, дедушке нашего Максима Цыплакова исполняется 85 лет!

На протяжении почти двадцати лет, с 1955 по 1976 год, Виктор Цыплаков выступал за московский «Локомотив» в неудержимой атакующей связке с Виктором Якушевым, забросив более 300 шайб в чемпионатах страны – шесть раз Цыплаков становился лучшим снайпером команды, в 1961 году выиграл с родным «Локомотивом» бронзовые медали страны и дважды, в 1965 и 1967 году стал победителем Кубка Шпенглера. В том же 1961 году, Виктор Цыплаков стал бронзовым призёром чемпионата мира в составе сборной СССР, становился с 28 шайбами лучшим снайпером чемпионата страны в 1965-м, за преданность родному «Локомотиву» получил звание Заслуженного мастера спорта СССР (1969), а под занавес игровой карьеры дважды стал чемпионом Австрии в составе «Клагенфурта» (1973, 1974).

До завершения истории московского «Локомотива» в начале 1980-х, Цыплаков оставался с родным клубом в качестве тренера – а с конца 1990-х и по сей день, на протяжении более 20 лет Виктор Васильевич успешно работает с юными хоккеистами в школе московского «Спартака», став первым тренером для Александра Хохлачёва и ориентиром для внука, продолжателя хоккейной династии Максима Цыплакова. ХК «Спартак» Москва поздравляет замечательного хоккеиста и тренера, Виктора Васильевича Цыплакова с 85-летием – желаем здоровья и счастья, любви, благополучия и долгих лет жизни!

Виктор Цыплаков: «Была у меня тройка Батрак–Хохлачёв–Злобин – рвали всех!»


Изысканность повадки. Виктору Цыплакову – 85 лет

Дед с внуком на фотографии, сделанной пять лет назад перед началом домашнего матча «Спартака» с «Северсталью» (очевидно, «Спартак» поздравлял старшего с 80-летием), конечно, смотрелись трогательно. Виктор Васильевич и в молодости мощной статью не отличался, где-то его даже назвали «тщедушным», что, конечно, не так, но все же. А сейчас рядом с богатырем Максимом Цыплаков-старший казался совсем маленьким. Но бодрым, особенно для своих лет. Для полноты картины на льду не хватало Виктора Цыплакова-среднего, то есть отца Максима, который пошел пусть по хоккейной части, но больше по хозяйственно-административной, как специалист по амуниции, чем успешно и с большой пользой для команд занимается много лет.

Конечно, дед видел редкий по изяществу гол внука, признанный КХЛ лучшим в овертаймах – из-под ноги в касание в ворота нижнекамского «Нефтехимика» в сентябре прошлого года. Не знаю, забивал ли Цыплаков-старший подобные шайбы – пожалуй, что и нет, таких трюков в его времена вроде и не было, как и лакросс-голов. А если и случались, то на пленке их не осталось. Но остались цифры, и здесь форвард московского «Спартака» двадцатых годов 21 века Максим Цыплаков вряд ли сможет поспорить с форвардом московского «Локомотива» шестидесятых годов 20 века Виктором Цыплаковым, на счету которого только в высшей лиге, то есть элитном дивизионе отечественного хоккея по официальным данным – 263 шайбы., а если учитывать матчи за 7-24 места, то и вовсе 301. Это уточнил, и напомнил, что «триста плюс» голов забили всего полтора десятка человек, статистик и аналитик КХЛ Владимир Александрович Жидков.

Я ничуть не противопоставляю достижения деда успехам внука, который, в отличие от Виктора Васильевича, скорее, силовой форвард, и которому еще играть и играть. Просто радуешься за обоих – и за нынешнего юбиляра, и за продолжение хоккейной фамилии. Максим, кстати, считает деда главным «виновником» того, что он стал хоккеистом. Не случайно и номер он предпочитал дедовский – девятый. А то, что играет в «Спартаке» –- так ведь хоккейного московского «Локомотива» почти сорок лет, как нет. А для всегда преданного «железнодорожному» клубу Виктора Цыплакова (только он и Виктор Якушев провели все 16 сезонов «Локомотива» в высшем эшелоне отечественного хоккея, ну и в качестве «бонуса» зацепили еще и первую лигу) и «Спартак» стал родным. В хоккейную школу красно-белых Виктор Цыплаков пришел, перешагнув за пенсионную отметку, и лет двадцать с гаком работал так, что и молодые за ним не могли угнаться.

На льду тоже за ним мало кто мог угнаться. но не только скоростью отличался Витя Цыплаков – главный тренер в его жизни Анатолий Кострюков называл скоростного и выносливого форварда «ювелиром» в обращении с шайбой. А то, что у Цыплакова еще и потрясающий нюх на голы, проявилось далеко не сразу – первые пару сезонов, когда Витю стали подпускать к основе «Локомотива», он вообще не забивал. Но пришел Кострюков, закончивший карьеру в «Крыльях» – и что-то начало прорезаться, а когда Анатолий Михайлович соединил в одном звене Виктора Якушева, Николая Снеткова и Цыплакова, вообще все наладилось.


Как позже скажет Цыплаков о Кострюкове, «я лично всем ему обязан… Я сначала очень не хотел слева-то играть, до этого играл с Ржевцевым и Величкиным на правом краю. Но Анатолий Михайлович все осмыслил, рассудил по-своему, и оказался прав». Кострюков учил молодежь, пришедшую из дворового хоккея, и игравшую, как опять же рассказывал Цыплаков, с огромным рвением, «но в общем-то в бей-беги», хоккейной грамоте. И в этом преуспел – «Локомотив» за пару лет не просто стал грозой большой московской четверки, но обязательно вытеснял кого-нибудь за ее пределы. Первое звено, конечно, делало погоду – Якушев как мозг тройки, Снетков как пробивная сила и Цыплаков как главный и удачливый завершитель атак.

Конечно, огранка дворовым самородкам требовалась. Жили Цыплаковы на Ольховской. Отец как ушел на финскую, так и вернулся уже после Великой Отечественной, мать работала на железнодорожном складе, у нее и бабушки Витя был один, военное время помнит, а послевоенные годы – это уже дворовые спортивные сражения с выходами на близлежащие стадионы. Объяснять, почему при отсутствии нормального питания и комфортных условий жизни пацаны вырастали ловкими и шустрыми, нынешнему молодому поколению бесполезно. Двор тех лет – как утонувшая вселенная, совсем не идиллическая, но весьма существенной частью жизни этой вселенной было то, что играло подрастающее поколение во все, что можно, и до упаду.

Многие новобранцы клубов тех лет действительно выходили со двора, оттуда и входили в большую жизнь и в большой спорт. В конце 50-х «Локомотив» все сильнее теснил грандов, Якушев и Снетков привлекались в сборную СССР, стали серебряными призерами чемпионата мира 1959 года в Праге (правда, играя в разных звеньях), а Цыплакова, который год от года забивал все больше, тренеры сборной упорно не замечали.

Потом Анатолий Владимирович Тарасов по-дружески объяснит Виктору Васильевичу Цыплакову, что тот сам упустил свой шанс – всего-то надо было перейти в ЦСКА. Ну или в «Динамо» – Аркадий Иванович Чернышев лично приезжал к Цыплаковым домой, мужчин дома не было, а маме было обещано улучшение весьма стесненных условий проживания. Выслушав «отчет» матери о визите уважаемого тренера, Витя уже было задумался, но тут свое слово сказал Цыплаков-старший – мол, как ты, Витька, будешь своим ребятам в глаза смотреть, когда выйдешь против них играть? Тогда это был сильный аргумент. А Тарасов долго не унимался – однажды от его «посланцев», приехавших забирать форварда в армейские хоккеисты непосредственно из института, Витя скрылся…через окно в туалете. Ну не хотел он никуда уходить от друзей, не хотел их подводить. Позже, уже в 60-е, из «Локомотива» последовательно уйдут «на повышение» и Евгений Мишаков, и Евгений Зимин, и Борис Михайлов, и никто их за это не осудит.

На исходе осени 1960-го ведущая тройка «Локомотива» в составе сборной СССР сыграла два матча в Москве против канадской команды «Чатам Марунс». В первой встрече отличиться не удалось, во второй, которая завершилась со счетом 11:2, Якушев и Снетков забросили по шайбе, а Цыплаков сразу две. На счету тройки Старшинова тоже было четыре гола, первое альметовское звено отличилось трижды. Уже вырисовывался костяк на швейцарский чемпионат мира, но Цыплаков до последнего твердым кандидатом не был, хотя «Локомотив» в чемпионате СССР в основном благодаря звену Якушева впервые взял бронзовые медали. Эта бронза так и осталась единственной в истории клуба.

На берегах Женевского озера, куда сборную повез Чернышев, они все-таки сыграли. В Лозанне было неплохо, в Женеве похуже, но дело не в «железнодорожниках» и не в отсутствии на тот момент твердого и надежного первого номера. Вся сборная не дозрела еще до больших побед, уступив в двух ключевых матчах сборной Чехословакии и Канады. Судя по архивной канадской записи третьего периода игры с «Кленовыми листьями», которых представляла команда «Трейл Смоук Итерс», собранности сборной СССР явно не хватило, а тяжелое поражение скрасила только спартаковская тройка и гол Бориса Майорова, который стал лучшим бомбардиром «бронзового» для нас чемпионата. Шесть шайб, заброшенных непосредственно «железнодорожным» звеном, тренеров не убедили. Цыплаков, кстати, в игре с Канадой, как и в матче с Финляндией, участия не принимал.


Через год с хоккеем закончил и подался в разведчики Снетков, но ему нашлась достойная замена в лице Валентина Козина. Тройка Козин – Якушев – Цыплаков оборотов не снижала, но в обойме сборной остался только универсал и уже признанный мастер Якушев. Был, правда, момент, когда перед самой Олимпиадой-1964 в Инсбруке в последнем контрольном матче тренеры решили на всякий случай проверить ближайший резерв, и из 11 заброшенных в ворота сборной США шайб пять (!) оказались на счету Якушева и партнеров. Но ни Цыплаков, ни Козин в Инсбрук не отправились, олимпийский состав был давно уже упакован.

А Цыплаков продолжал набирать, блестяще проведя следующий за олимпийским сезон. Голы не считал, но когда понял, что лидирует, на финише еще добавил, великолепные партнеры Якушев с Козиным помогли, и вот какой итоговый список самых результативных игроков получился: Цыплаков («Локомотив») – 28 шайб, Александр Альметов – 26, Вениамин Александров (оба – ЦСКА), Борис Майоров, Вячеслав Старшинов (оба – «Спартак») – по 25, Константин Локтев (ЦСКА) – 23. Впечатляет. Как многих впечатлил и хет-трик Цыплакова в ворота ЦСКА в «Сокольниках» в октябре 1966-го.

К концу 60-х, когда «Локомотив», столько лет подряд прыгавший выше головы, начал сдавать, Цыплакова за все его заслуги пред клубом решили двинуть «на заслуженного». Звание давали строго за победы на Олимпиадах и чемпионатах мира, но тут случай был особый, подкрепленный уникальной преданностью родному клубу. «Локомотив», кстати, уже будучи на излете, дважды выиграл Кубок Шпенглера, что тоже сыграло роль. И Цыплакова не обошли, присвоили – как позже в виде исключения признали заслуги таких же верных своим клубам игроков, Юрия Морозова из «Химика» и Игоря Дмитриева из «Крыльев Советов».

Про «командировку» в австрийский «Клагенфурт» Виктор Васильевич рассказывал с юмором. Отправили их с Юрием Глуховым в любительский клуб капстраны для того, чтобы подзаработать, но они знали, что благодетели от без того небольшой зарплаты будут оставлять крохи, и пришлось в Австрию везти два рюкзака банок с тушенкой, чтобы хоть как-то прокормиться. Цыплаков как играющий тренер и лучший бомбардир на тушенке с картошкой (картошкой снабжал хозяин дома, бывший хоккеист «Клагенгфурта») помог клубу дважды выиграть чемпионат Австрии, так что титулы у него есть.

Последние годы игровой карьеры Цыплаков мог провести в воскресенском «Химике» (Николай Семенович Эпштейн сильно уговаривал), но, как и Якушев, он так сильно прирос к «Локомотиву», что оторваться уже не мог, и играл, уже основательно измученный травмами, до сорока с лишним лет. И тренировал после ВШТ только «Локомотив», и дальше бы работал в этом качестве – если бы клуб кому-то из начальства был нужен.

Тренерскую карьеру он перезагрузил много лет спустя уже в «Спартаке», благо от ледового в «Сокольниках» живет недалеко, и весь свой нерастраченный запас опыта, знаний и просто мудрости отдал детям. Первый яркий выпуск ребят 1993 года рождения с лидерами в лице Александра Хохлачева, Артёма Батрака и Антона Злобина – как первая любовь, да и все, кто прошел школу Цыплакова, патриарху только благодарны.


Виктору Васильевичу Цыплакову 85 лет, а его присутствие в КХЛ не ограничивается назидательными воспоминаниями о прошлом, оно вполне живое, заметное и реальное. Когда отмечали его 80-летний юбилей, пресс-служба «Спартака» опубликовала интервью с патриархом, и там его спросили, о чем Виктор Васильевич мечтает. Цыплаков ответил просто и со вкусом – чтобы сборная России стала, наконец, олимпийским чемпионом, и чтобы у внука в хоккее сложилось. Сбылось.

Лучше журналиста-международника и большого знатока хоккея Николая Николаевича Вуколова про Цыплакова-игрока никто не написал: «Есть предпочтение одной выносливости скоростной, а есть узорчатость финтов на полотне площадки, а он в себе соединил и дриблинг, и атаки пыл, и этим он определил изысканность повадки». С «изысканностью повадки» – в самую точку.

Досье

Виктор Васильевич Цыплаков

Родился 19 декабря 1937 года в Москве. Нападающий, тренер. Заслуженный мастер спорта (1969).

Карьера игрока: 1955-1972, 1974-1976 – «Локомотив» (Москва), 1972-1974 – «Клагенфурт АК» (Австрия). В высшей лиге чемпионата СССР – 465 матчей, 263 гола. В Кубке СССР – 28 голов, в еврокубке – 5 шайб. В чемпионатах Австрии – 65 игр, 61 заброшенная шайба. В сборной СССР 12 игр, 3 гола. В чемпионате мира – 5 матчей, 1 гол.

Достижения: бронзовый призер чемпионата мира 1961. Бронзовый призер чемпионата СССР 1961. Самый результативный игрок чемпионата СССР 1965. Лучший снайпер «Локомотива» в шести сезонах. Чемпион Австрии 1973, 1974.

Карьера тренера: 1975 – 1976 – «Локомотив», играющий тренер; 1979-1980 – «Локомотив» (ассистент), 1980-1982 – «Локомотив», главный тренер; с 1999 года – тренер хоккейной школы «Спартак» (Москва).

Владимир Мозговой, официальный сайт КХЛ