История

С хоккеем в сердце. Владимиру Зубкову – 65 лет

С хоккеем в сердце. Владимиру Зубкову – 65 лет

В канун юбилея он спешил на хоккей в «Мегаспорт», там «Спартак» принимал «Трактор», в ложе ждали ветераны красно-белых, так что Владимиру Семеновичу Зубкову было не до разговоров про карьеру и жизненные пути-перепутья. Да мне и надо было всего-то уточнить несколько вопросов, восполнить пробелы, а они есть, потому что как исчез один из самых известных защитников отечественного хоккея с радаров в конце 80-х годов прошлого столетия, так до второй половины десятых столетия нового о нем мало что было известно.

О французском периоде жизни, а это тридцать (!) лет, мы немного и успели поговорить. И о «Спартаке» и ЦСКА, естественно, и о сегодняшнем дне. Вспомнили, конечно, и Валерия Харламова, с которым они родились в один день, только с разницей в десять лет, и с которым Володя Зубков пересекся на исходе лета 1981 года сразу после перехода в ЦСКА. История с отцеплением великого форварда от сборной СССР прошла мимо новобранца, попавшего с корабля на бал, то есть на Кубок Канады, куда Харламов как раз не полетел. Запасной защитник ЦСКА был тут ни при чем – это Владимир Крутов всю жизнь винил себя в том, что занял место опекавшего его Валерия Борисовича, но и Крутова вины в том нет, все определял известно какой главный тренер известно какой команды и сборной России.

Но по всему получается, что пять лет назад вернулся Владимир Семенович все-таки в родной клуб, пусть и в качестве ветерана. Конечно, основную часть карьеры он провел в ЦСКА, но там и без Зубкова легенд хватает, да и работа с ветеранами ведется не так активно, как у красно-белых. Обид на прошлое в «Спартаке» никто не держит, да все понимают, кто на исходе 70-х диктовал условия, и что определило поворотный момент в карьере Володи Зубкова в самом начале 80-х.

Он, конечно, целиком и полностью ширяевский, с того самого стадиона, на котором выросло не одно поколение красно-белых. Жил поблизости на Маленковской (с известным хоккейным агентом Сергеем Паремузовым они с одного двора), все дороги вели в Сокольники, но записываться «в хоккей» Вова Зубков все-таки сначала пошел к армейцам. Не взяли, слишком много оказалось конкурентов. А у спартаковцев было посвободнее, и у Зубкова хорошо пошло – и в хоккее, и в футболе, где он, между прочим, почти дорос до спартаковского дубля. Не сказать, чтобы все легко давалось, но дома главная поддержка была даже не от вечно занятых родителей, а от деда. Дед говорил о простых истинах, но доходчиво и убедительно: если что не получается – больше работай и терпи, без труда никакой талант не выручит. Способности у Вовы Зубкова были, терпения хватало, с дисциплиной он дружил, на тренировки, несмотря на возложенные на него обязанности заботиться о младшем брате, старался не опаздывать, и годам к 15 к нему уже начали присматриваться в основной команде.

Основы, в том числе основы отношения к хоккею заложил в Зубкова Евгений Майоров. О Евгении Александровиче он вспоминает очень тепло, как и о подхватившем Зубкова на этапе перехода в основную команду Николае Карпове, а также о Валерии Фоменкове. «Рабоче-крестьянская» в противовес креативной атаке оборона «Спартака» всегда нуждалась в качественных защитниках-универсалах, а Володя Зубков нападение мог поддержать не хуже самих форвардов. В ставший последним для красно-белых чемпионский сезон, вопреки легенде о недостаточном для получения золотой медали количестве матчей, Зубков не провел за основу ни одной встречи. Но то, что он в ближайшее время будет одним из основных защитников, сомнений ни у кого в «Спартаке» не было.

По ходу чемпионской для «Спартака» весны 18 летний Володя Зубков стал чемпионом Европы среди юниоров. В той руководимой Виталием Давыдовым и Виталием Ерфиловым команде в обороне играли Вячеслав Фетисов, Сергей Стариков, Ирек Гимаев. Через несколько месяцев уже на молодежном чемпионате мира в той же Чехословакии практически с теми же партнерами

Владимир Зубков и под руководством тех же тренеров взял с командой золото. Этим дело не ограничилось – под занавес молодежной эпопеи Зубкова на памятном чемпионате мира-1978 в Канаде сборная СССР в финальной четверке пропустила всего три шайбы в матчах со Швецией, Канадой и Чехословакией. Главное, что устояли против хозяев, которых вел в атаку лучший бомбардир турнира Уэйн Гретцки.

Совсем на другом этапе карьеры Зубков мог сыграть против бомбардира номер один мирового хоккея на чемпионате мира-1982 в Финляндии – единственном, в котором Гретцки принимал участие, и где Уэйн снова стал лучшим бомбардиром. Мало того – в 1988-м у Владимира Зубкова был шанс поехать играть в Эдмонтон и еще застать там Гретцки – увы, не сложилось.

Понятно, что на защитника, к 20 годам имевшего три золотых медали на юниорском и молодежном уровнях, ЦСКА не мог не положить глаз. И положил, конечно. Но в «Спартаке», в котором была близка к завершению карьера самого яркого защитника красно-белых Юрия Ляпкина - по сути единственного, кто из оборонцев «Спартака» на протяжении нескольких лет постоянно и успешно играл за сборную СССР, на Зубкова очень рассчитывали. Особенно после прихода в команду Бориса Кулагина и надеждами снова сбросить с трона армейцев.

Увы, выше бронзы два сезона подняться не удавалось, а серебряный для «Спартака» сезон 1980-1981 ознаменовался тем, что основной защитник команды попал в опалу, отчасти спровоцированную самим игроком. С одной стороны его уговаривали перейти в ЦСКА, с другой – в сборную Тихонов его не брал, и без слов было понятно, почему. И вот когда после дисциплинарного нарушения нескольких игроков больше всех в «Спартаке» досталось Зубкову, которого даже сделали невыездным, он со спокойной душой сдался армейцам. Заслужив упреки спартаковских болельщиков, но сразу попав в Канаду на Кубок мира.

И на чемпионат мира-1982 поехал, правда, на подмену. Но уже на следующем победном турнире в паре с Сергеем Стариковым сыграл уже все десять матчей, отметившись четырьмя голевыми передачами. В ЦСКА любителем. Там было кому постоянно подключаться к атакам и поражать ворота соперников, хотя на протяжении семи лет в ЦСКА результативность Зубкова уступала только Фетисову, Касатонову и Старикову. На большее, чем на игру во второй-третьей паре оборонцев рассчитывать было нечего.

Вплоть до Олимпиады-1984 все шло нормально, но в Сараево Владимир Зубков не полетел – отцепили в последние дни, заставив вернуть выданную накануне олимпийскую форму. Предлог для такого решения был не совсем обычный – Зубкову сообщили, что у него обнаружили допинг, и он до сих пор гадает, что же это за допинг мог быть. Из команды его не отчислили, но потихоньку отодвигали на третьи роли, и в сборную больше не вызывали. ЦСКА ковал золото год за годом, Зубков собрал внушительную коллекцию медалей, но на исходе вполне успешного сезона 1987-1988 попросил его отпустить.

Отпустить во избежание усиления конкурентов могли только за границу, и Владимир Зубков, колеблясь между Швейцарией и Францией, выбрал последнюю. Рассчитывая, что там будет меньше нагрузок – травмы уже давали о себе знать. Но в «Амьене» пришлось пахать так, что площадки редко уходил. Зато забивал и отдавал – как в молодости. Одновременно выполняя и роль играющего тренера, обучая молодежь. Денег платили немного, львиную долю поначалу забирал Совинтерспорт, но и освобождение от него в начале 90-х картины сильно не изменило.

Было еще одно обстоятельство, заставившее выбрать Францию и задержаться здесь – серьезная болезнь жены, которая требовала и операции, и постоянного лечения и, естественно, средств. Поэтому и играл Владимир Зубков до сорока с лишним лет, вытягивая любой клуб на приличный уровень. На мой вопрос, почему не удалось стать чемпионом Франции, юбиляр ответил, что в 90-х многое в развитии французского хоккея определяли франкоязычные канадцы: «Нет, там было много вполне приличных игроков, из моего «Амьена» как-то сразу семеро входили в сборную страны, а одного воспитанника сразу забрали в НХЛ. Не хоккейная, конечно, страна, но и не сказать, что совсем не хоккейная».

В Нанте Зубков осел по двум причинам – именно здесь надо было выиграть многолетнюю судебную эпопею (Зубкова несправедливо обвинили в неуплате налогов в пенсионный фонд, что целиком зависело от работодателей), и обеспечить надлежащий уход жене. Это была борьба и за доброе имя, увенчавшееся успехом, и борьба за жизнь любимого человека. Когда жена ушла из жизни, больше во Франции ничего Владимира Зубкова не держало.

Вернулся в 2017-м в другую страну и другую Москву. Помогли во всех отношениях хоккей и «Спартак». На хоккей ходит благодаря заботе Бориса Александровича Майорова о ветеранах, коньки надевает и выходит с клюшкой на лед благодаря бывшему партнеру, всем известному Александру Сергеевичу Якушеву. «Беды закалили, хоккей продолжается», - так сказал юбиляр, уже отправляясь на матч «Спартака».

До 1981 года в истории отечественного хоккея Владимир Зубков стал всего лишь седьмым игроком, наряду с Дмитрием Уколовым, Юрием Баулиным, Константином Локтевым, Анатолием Фирсовым и Александром Лобановым, поменявшим красно-белую форму на красно-синюю. Но об этом никто ему сегодня не напоминает.

Владимир Мозговой, официальный сайт КХЛ

Досье

Владимир Семенович Зубков

Родился 14 января 1958 года в Москве. Защитник, заслуженный мастер спорта (1983)

Карьера игрока. 1976-1981 – «Спартак» (Москва), 1981-1988 – ЦСКА, 1988-1991, 1994-1996 – «Амьен», 1991-1994 – «Шамони», 1996-1998 – «Нант», 1998-2000 – «Шоле» (во всех французских клубах – играющий тренер).

В чемпионатах СССР – 408 матчей, 44 заброшенных шайбы (в «Спартаке» – 167 игр, 17 шайб).

В чемпионатах Франции – 280 матчей, 77 голов.

В сборной СССР – 66 матчей, 1 гол. На чемпионатах мира – 12 матчей, 5 голевых передач. На Кубках Канады – 6 игр, 3 передачи. На юниорском чемпионате Европы и молодежных чемпионатах мира – 17 матчей, 1 гол и 5 передач.

Достижения. Чемпион мира 1982, 1983. Обладатель Кубка Канады 1981, участник Кубка Канады 1984. Чемпион мира среди молодежи 1977, 1978. Чемпион Европы среди юниоров 1976.

7-кратный чемпион СССР 1982-1988. Серебряный призер 1981, бронзовый призер 1979, 1980.