История

Поздравляем Николая Борщевского

Поздравляем Николая Борщевского

Сегодня, 12 января – День рождения легенды «Спартака» Николая Константиновича Борщевского, чемпиону Олимпиады-1992 в красно-белой тройке с Виталием Прохоровым и Игорем Болдиным, победителю молодёжного чемпионата мира и юниорского чемпионата Европы, серебряному и бронзовому призёру чемпионата страны, а также дважды чемпиону Кубка Шпенглера в составе «Спартака» исполняется 58 лет! От всей души поздравляем Николая Константиновича с Днём рождения и желаем здоровья и счастья, семейного благополучия и успехов в дальнейшей карьере! Поздравляем!

В хоккей будущий олимпийский чемпион пришел не сразу. В Томске, где прошло его детство, он сначала занимался фигурным катанием. Но во дворе все мальчишки гоняли шайбу, а «фигурки» считались уделом девочек. Коля терпел-терпел насмешки - и наконец решил взять в руки клюшку. Да так здорово у него все получалось, что вскоре в хоккейных баталиях он переигрывал всех своих сверстников. Первый тренер Владимир Карнаухов стал ставить его к ребятам, которые были на год старше. В пятнадцать лет он порекомендовал Николаю поехать в Минск. Там Борщевский в течение двух лет выступал за местную «Юность», потом - за юношескую и молодежную сборные страны.

В семнадцать лет Юрий Очнев пригласил его в минское «Динамо», выступавшее тогда в союзной первой лиге. Играл приметно, да так, что через год из минского «Динамо» перевели в московское. Но там у него долгое время не ладилось. Наверное, это было связано с тем, что сначала в молодежной сборной страны, а затем во второй, куда его часто вызывали, он достаточно много забивал, был среди лучших, а в московском «Динамо» место ему нередко находилось лишь на скамейке. Появилась нервозность, боязнь ошибок, пошли чередой травмы. Как бы то ни было, но, скорей всего, Борщевский «Динамо» просто не подходил по стилю. У Николая всегда было одно отличительное качество - большое желание играть, а не пахать на льду.

Его не раз приглашали перейти в «Спартак», но он долго раздумывал, надеясь встать на ноги в «Динамо». В конце концов терпение лопнуло, захотелось доказать всем, и прежде всего самому себе, что он готов к переменам в своей судьбе. Когда поступило предложение от Александра Якушева, сомнений уже не было. И буквально с первых же матчей Борщевский заиграл так, как будто он давно в коллективе. Может быть, во многом это получилось благодаря тому, что он сразу стал играть в одной связке с таким «игровиком» как Болдин, или же стиль «Спартака», как никакой другой, соответствовал его пониманию хоккея. Так или иначе, именно в «Спартаке» расцвел талант Борщевского. Если раньше он много лет ходил в «перспективных», то в «Спартаке» буквально в первый же сезон выдвинулся в число ведущих игроков команды Любопытно, что на протяжении первых трех лет в «Спартаке» он неизменно показывал стабильно высокую результативность, набирая около 40 очков за сезон. Наконец-то попал в сборную страны. Удачно выступил на Кубке Германии, а затем был включен в олимпийскую дружину. На Олимпиаде-92, наряду с Хомутовым и канадцем Арчибальдом, стал самым результативным игроком турнира (семь шайб). Естественно, огромная заслуга в этом была его партеров по тройке - Болдина и Прохорова. По итогам опроса читателей еженедельника «Хоккей» олимпийский чемпион Николай Борщевский был признан лучшим хоккеистом страны.

После окончания сезона Николай отправился за океан, в Торонто. Многие не верили, что он там заиграет: «Кому он нужен в Канаде со своей техникой?» Но Борщевский к советам не прислушался, как и в то время, когда переходил в «Спартак». Он ехал в Торонто, чтобы в очередной раз доказать всем, чего стоит. И доказал. В первых девяти матчах забил 8 шайб и отдал 8 голевых передач. По итогам сезона набрал 74 очка (34+40) - более чем неплохой результат для дебютанта НХЛ.

Когда же в лиге начался локаут, Борщевский, не раздумывая, вернулся в свою команду – «Спартак». После окончания локаута продолжил выступать в НХЛ, но недолго. Мешали травмы, после которых частенько не попадал в состав. В 1995 году транзитом через «Калгари» он оказался в «Далласе». Типично американская команда - игроки швыряют шайбу вперед, а потом несутся за ней следом. В пас, к чему привык, там не играли. Пробыв на юге США несколько месяцев, Борщевский отправился в Германию, но и об этом скоро пожалел - почти сразу получил очередную травму. Любопытно, что так ему «везло» на травмы только за границей. За пять лет в «Спартаке» у него не было ни одного повреждения.

Помыкавшись и залечив болячки, Борщевский снова вернулся в «Спартак». Окунувшись в родную стихию, закрученную на комбинационном хоккее, Николай сразу же стал лучшим бомбардиром чемпионата. Все-таки не зря говорят: каждый игрок должен найти свою команду.