История

Кузнец своего счастья

Кузнец своего счастья
Коренной спартаковец!
Из когорты первых спартаковских чемпионов!
Все лучшее, что случилось в его спортивной карьере, связано с родным клубом. 24 января Александру Кузнецову исполнилось 80 лет.

Шрамы настоящего мужчины

- На моем лице шрамы. Очень много. И видны, хотя сколько лет прошло! Брови в шрамах. Нос ломался, один раз серьезно. Ключица. Играли со шведами - «Юргорден» приехал сюда, их чемпион. Там два защитника, в сборную входили, высоченные - по метр девяносто! В то время такие редко попадались. В каком-то моменте я решил – пролезть между ними! Гол-то я забил. Но сзади швед так врезал - повисла моя рука сразу. Ключицу мне сломал.

Пас на пустые ворота

Я играл крайнего левого нападающего. Вообще-то меня трудно было уронить: вес такой хороший, катание подходящее, вообще физически я себя всегда чувствовал нормально.
И, знаете, нежадный был до гола. Совсем, скажу, нежадный. Для меня в радость было отдать передачу своему партнёру, чтоб он в пустые ворота забил. Вот будет передо мною пустой угол, а я все равно ему пас делаю, чтоб он отличился.
И если б в то время считали «гол + пас», думаю, что «Кузнецов» хороший балл набрал бы!

Чутье Игумнова

У Александра Иваныча было - ну как вам сказать? - чувство на игрока. На талант. На будущее в хоккее. Глянет на пацаненка, как-то по-своему понаблюдает за ним, повозится и точно определит, выйдет ли из него толк.
Фирсов!
Старшинов!
Ещё спартаковцы…
В следующем поколении находил.
При нем много раскрывалось парней.
Чутье у Игумнова было какое-то особенное! Майоров - вслед за Бобровым! Борька-то играл - выше крыши! Борис играл и ярко и пользу приносил огромную.
В нашем хоккее кто первой величины?
Бобров!
За ним - Майоров!
И после какого-то времени - Харламов!
Борис-то столько сделал для «Спартака» - словами не передать. Ну как сейчас Месси для «Барселоны! Или Роналду. Я считаю: сколько эти двое пользы принесли своим клубам в футболе, столько Майоров сделал для «Спартака». Не меньше.
Борис Майоров сделал «Спартак» чемпионом! В 62-м. Впервые. В принципе его вклад в эту победу трудно переоценить. Это лично мое такое мнение. Я не знаю точно, но трудно, думаю, не согласится с ним.


Поросль «Спартака»

У нас в чемпионском сезоне очень молодая команда подобралась.
И прибавляли в игре.
Начну с Майоровых. 38-го года рождения. Старшинов. 40-го. Кузнецов. 40-го. Рыжов.
Кузьмин. Макаров. Очень много молодых в «Спартаке» в том сезоне играло.
На голодном пайке

К нам в команду на усиление пришли со СКА МВО Фоменков с Кутаковым. Ну и они, естественно, чтоб показать себя в хорошем качестве, старались больше играть друг с другом. А мне как-то было обидно, что мне редко доставался пас от них. А потом, когда Игорь Кутаков ушел из команды, к нам из «Химика» пригласили Борисова Юру. Соседа Валеры Фоменкова. И вместе они играли за «Крылья Советов». Та же история с пасом повторилась.
Я больше был на подборе. За воротами, перед воротами, добивание, силовая борьба. Столкновения. Шайбу на пятак отдавал или Фоменкову, или в центр Борисову.

Запомнил на всю жизнь

Вот забивает человек решающий гол в важном матче - остается такое в душе на всю жизнь.
В чемпионском сезоне мы играли с «Химиком». Погода была кошмарная. Коньки вязли… 1:0 мы выиграли. Пригодились-то эти два очка в чемпионском сезоне. Я забил гол. Конечно, я его запомнил на все времена!

Битва с ЦСКА

Этот решающий матч против ЦСКА!..
4 : 4.
И мы золото завоевали!
Но далось это ох как тяжело. На замену садишься, на скамейку-– круги перед глазами… Это от усталости было. От самоотдачи. Ну тяжело было.



Против «Спартака»

Когда я за Киев играл, как-то посражались со «Спартаком». В каком-то моменте Дима Китаев умышленно нанес мне травму. Мы потом долго не разговаривали… Нарочно на пятачке как будто клюшку поднимал, а на самом деле по лицу черпанул - шрам на губе до сих пор остался.
И я разозлился!
А тут еще Женька Майоров задел меня, не особо, но я ж заведённый уже был. И уже лечу на Женьку злость вымещать… И тут Борька Майоров кричит мне: «Саша, не надо!» Снова слышу: «Саша, не трожь!»
Успокоил меня.

Золото «Спартака» не продается!

Сижу дома. Звонок. Незнакомый товарищ: «Я из Питера. Я болельщик «Спартака». Некоторые сейчас продают свои награды. Не хотите ли продать вашу золотую медаль?»
Отвечаю сразу: «Нет, не хочу».
И чтоб повежливее уйти от этого: «Я узнаю у свои родных».
И - все. На этом все закончилось.
300 тысяч рублей предлагали.
В голове никогда не держал - чтоб продать спартаковскую медаль.
Я оставил её в наследство.
Внучке.
Правнучке.

Леонид Рейзер