История

День рождения Юрия Ляпкина

День рождения Юрия Ляпкина

Сегодня, 21 января – День рождения олимпийского чемпиона и 4-кратного чемпиона мира Юрия Евгеньевича Ляпкина – легендарному защитнику «Спартака» исполняется 77 лет! Воспитанник подмосковного хоккея выступал за московский «Спартак» с 1972 по 1979 годы (с перерывом), выиграв с красно-белыми «золото» чемпионата страны (1976), а также «серебро» (1973) и дважды «бронзу» турнира (1975, 1979). Всего в чемпионатах СССР Юрий Ляпкин провёл 437 матчей, забив 126 голов. От всей души поздравляем Юрия Евгеньевича с Днём рождения и желаем здоровья, счастья и долгих лет жизни, успехов и удачи во всех делах, любви и семейного благополучия!

Юрий Ляпкин. Спартаковец из Балашихи

В своей 75-летней истории ХК «Спартак» четыре раза становился чемпионом страны. Трижды – в 1962, 1967 и 1969-ом капитаном команды был Борис Майоров. В 1976-ом – Юрий Ляпкин. И в этом есть нечто удивительное. Ведь в том коллективе были хоккеисты, скажем так, более «спартаковские» – свои воспитанники, или давно играющие за клуб, заслуженные, уважаемые, с регалиями: Александр Якушев, Владимир Шадрин, Виктор Шалимов, Александр Мартынюк. Тем не менее, капитаном был выбран Юрий Ляпкин. Наверное, неспроста. Есть такое понятие, называемое нынче модным словом «харизма». И вот она у Юрия Евгеньевича, безусловно, присутствовала.

Тогдашний старший тренер «Спартака» рассказывал, что Юрий был настоящим капитаном. По словам Николая Карпова, в чемпионском «Спартаке» сезона 1975/76 сложился очень дружный коллектив. И заслуга капитана команды в этом была огромна. Он не только вел вперед партнеров, но и сам служил лучшим примером. Известно, что только своими личными действиями и делами можно заслужить уважение партнёров. И Ляпкин это уважение заслужил.

Родился Юрий Евгеньевич в подмосковной Балашихе в январе 1945 года. Родители работали на местном литейно-механическом заводе, отец – участник Великой Отечественной войны, наладчик, мать – фрезеровщица. Спорт для Юры начинался, как, наверное, для всей послевоенной детворы с дворовых баталий: летом – футбол, а зимой – хоккей, во дворе дома по шоссе Энтузиастов, где после школы собирались окрестные ребята. Ни о каком специальном снаряжении, как вы понимаете, в то время не было даже речи. Обычные валенки, на которые всеми доступными способами крепились лезвия от коньков, и вперёд – погнали. Про клюшки мы уже и не говорим. Мастерили сие хоккейное орудие из чего только не придётся: палки, доски, обрезанные и очищенные стволы новогодних ёлок с загнутой и обвязанной верёвкой верхушкой. Всё шло в ход. И ведь воспитывались в таких условиях настоящие мастера, будущие звёзды мирового спорта! Потому что было главное – мечта и желание воплотить её в жизнь. И на этом пути – минимум соблазнов.

Рассказывает сам Юрий Евгеньевич: «Увлечение спортом родители одобряли. Видимо, думали: играет, не безобразничает, как некоторые, и хорошо. В Балашихе жил и работал в то время замечательный человек и тренер – Дмитрий Рыжков. Он любил ребят, занимался с ними с огромным желанием. На бывшем стадионе «Труд» под его руководством пацаны, рожденные после войны, чистили хоккейную коробку, заливали лед, клеили клюшки, ремонтировали инвентарь. И, конечно, выходили на лед. Так футбол сочетался с хоккеем».

Уже не на дворовом, а серьёзном уровне Ляпкин в 1959 году начал играть в хоккей, и в футбол за клуб «Машиностроитель» из Балашихи. И даже стал обладателем Кубка Московской области по футболу 1963 года. Так как же всё-таки Юрий Ляпкин оказался в Воскресенске, в местном «Химике»? В те времена не было скаутов, селекционеров, специальных служб для просмотра игроков даже в командах мастеров. Всё было проще – ходили по дворам, по местным турнирам такие немолодые уже мужички, беззаветные любители хоккея и футбола, замечали талантливых ребятишек и по личной «проводной связи» сообщали знакомым тренерам, кто кого и где подсмотрел. Ну а дальше уже сами тренеры ехали и глядели потенциальных новичков. Так и проходила «селекция». И ведь находились же «бриллианты», впоследствии становившиеся и чемпионами СССР, мира и Олимпийских игр!

В начале 1960-х известный тренер Николай Эпштейн занимался строительством своей главной в жизни команды – воскресенского «Химика». И в поисках кандидатов изъездил всю Московскую область. Однажды он заехал в Балашиху, где и увидел Ляпкина на футбольном поле. «Я сразу разглядел в нём игрока, спортсмена с игровым мышлением. В конце концов, во всех играх есть нечто общее» – отмечал тренер. Но пригласил его не сразу. В то время Юрий Ляпкин играл центрального нападающего. Однажды, зимой 1964-го, он забросил подольскому «Торпедо» 9 шайб! Одну из них провел, обыграв всю пятерку соперников и вратаря. На этой игре тоже присутствовал Николай Семёнович Эпштейн, и теперь уже уверенно пригласил Юрия в «Химик». Но сразу перевёл его в защиту! Это был гениальный ход, на который способны действительно мудрые и смотрящие далеко вперёд тренеры. Несмотря на некоторую мягкость в игре и не очень высокую скорость, Ляпкин скоро выдвинулся в число сильнейших защитников благодаря высочайшей технике владения шайбой и тактическому кругозору. Мастер игровой импровизации, в его обязанности не входило крушить соперников, вминая их в борт. Давнишние навыки нападающего позволяли Юрию Евгеньевичу не только начинать атаки, но и подключаться к ним, а также и завершать их точными, хитрющими бросками.

В «Химике», где Николай Эпштейн проповедовал очень гибкую, своеобразную тактику, в большинстве случаев, оборонительную – Ляпкин скоро стал одним их лучших бомбардиров команды. Играя в защите, он забросил за «Химик» более 60 шайб! Всегда стоял вопрос, почему защитник, не обладая высокой скоростью и сумасшедшим броском, за свою карьеру забил больше некоторых нападающих? Приглядевшись к его манере игры, легко отыскать ответ. Юрий Евгеньевич всегда действовал с высоко поднятой головой и видел, куда бросал. Прямо как его тезка Юрий Гаврилов из другого «Спартака», футбольного, предпочитал не лупить со всей силы, а положить снаряд точнёхонько в уголок. Ляпкин всегда верно оценивал позиции партнеров и соперников, здорово видел площадку. Ещё обладал и очень высокой индивидуальной техникой: помнится, буллит Виктору Зингеру в Воскресенске забил так, что лучший за всю спартаковскую историю вратарь оказался чуть ли не за воротами. А какую шайбу он забросил Владиславу Третьяку, играя уже за «Спартак»? Александр Якушев вывел его на ударную позицию – метрах в семи чуть левее центра. Ляпкин замахнулся. Третьяк выкатился, чтобы сократить угол, но вместо богатырского броска Юрий тихонечко, в сантиметрах 20-ти надо льдом, послал шайбу в «мертвую зону» под неудобную руку. Интересно, что за «Спартак» Юрий Евгеньевич болел с детства, правда, за футбольную команду – но и в то же время часто отличался в матчах против их хоккейных одноклубников. Еще в 1969 году Николай Карпов и Борис Майоров стали настойчиво звать его в «Спартак». Но перешел он в стан красно-белых только в 1972-ом, когда ему было уже 27 лет. Старшинов пригласил Ляпкина вместе с Сапёлкиным и Николаевым, заметно укрепив оборону «Спартака».

Странно, что при таких характеристиках со сборной страны у Юрия Ляпкина всё складывалось не столь гладко. Рассказывает сам Юрий Евгеньевич: «Три с лишним года, начиная с 1968-го, я находился, так сказать, около сборной. Вызывали на сборы, участвовал в «Призе Известий» и в товарищеских матчах. Но дальше этого дело не шло. И только в 1971-м выехал на чемпионат мира в Швейцарию. Положение осложнялось тем, что тогда в команде полагалось иметь всего 6 защитников (седьмой – запасной). У нас же мастеров оборонного дела всегда хватало. Пробиться было чрезвычайно трудно. А через год, словно каменную стену передо мной поставили, напрочь вычеркнули из списков. Не взяли никуда, в том числе и на Олимпиаду. Дело в том, что у Николая Эпштейна и Анатолия Тарасова были разные взгляды на хоккей. На этой почве возникали неизбежные трения, и отношения двух мэтров хоккея были далеки от идиллии».


Но в сборную вернуться хотелось. Но, ни Тарасов, ни Чернышёв «Химик» как серьёзный клуб не воспринимали. А вот после перехода в «Спартак» и отставки Тарасова путь, вроде бы, открылся. Осенью 1972-го Юрий Евгеньевич был приглашён в главную национальную команду на эпохальную Суперсерию игр с канадскими профессионалами. И не только не затерялся в именитой компании, а стал лучшим бомбардиром среди защитников, забив гол и сделав 5 голевых передач. При этом, провёл он не все восемь матчей, а шесть, пропустив две встречи – 3-ю и 4-ю, в Виннипеге и Ванкувере. В заокеанской части Суперсерии Ляпкин играл в паре со своим одноклубником – Евгением Паладьевым, а в Москве три матча вместе с Владимиром Лутченко и один, последний, с Валерием Васильевым. В следующем, 1973 году Ляпкин завоевал титул чемпиона мира и дальше его место в сборной сомнений не вызывало – следующие три чемпионата мира прошли при его участии и принесли две золотые и одну серебряную медаль.

И всё-таки звездный час Юрия Ляпкина наступил в 1976-ом. Спартаковская пятерка Коротков – Ляпкин, Шалимов – Шадрин – Якушев в чемпионате громила всех на своем пути. А зачинателем всех атак (а часто и завершителем) был именно Юрий Евгеньевич, вместе с Владимиром Шадриным составлявший «мозговой центр» квинтета. 13 шайб спартаковского «№6» в играх первенства говорят о многом. Мало того, большинство голов и передач были определяющими, решающими в каждой конкретной игре. Труднейший повторный матч в Челябинске, 11 сентября 1975 года. Двумя сутками ранее местные хоккеисты героическими усилиями отыгрались со счёта 4:6 и свели встречу вничью. И вот вторая игра. Первый период остаётся полностью за «Трактором». К перерыву счёт – 3:0, но на 20-ой минуте Юрий Ляпкин распечатывает челябинского вратаря Герасимова и даёт кое-какую надежду. Начинается второй период и в первой же смене «Спартак», усилиями ударной пятёрки, забивает подряд два гола – 3:3. Спустя 4 минуты «трактористы» опять вырываются вперёд. Но на 28-ой и 31-ой минуте Аркадий Рудаков и Александр Якушев опять склоняют чашу весов на сторону гостей. На третий период челябинцы выходят полными решимости побыстрее отыграться, но вместо этого на первой же минуте, после точной передачи Александра Якушева, получают гол от Юрия Ляпкина! 4:6 – отыграться хозяевам льда не удалось, гол Юрия Евгеньевича оказался победным. 19 сентября – игра с ЦСКА, который к 35-ой минуте впереди – 3:0. Капитан «Спартака» не сдаётся, забрасывает Третьяку первую ответную шайбу, ведёт за собой партнёров, и к финальной сирене на табло значится – 4:4. Ну и конечно, нельзя не сказать о «золотом» матче с «Торпедо» 15 марта 1976 года. Спартаковцы, которым нужна была победа, с первых же минут атаковали беспрерывно, но никак не могли забить. И вот, на 8-ой минуте, в одной смене, сначала Юрий Ляпкин с передачи Владимира Шадрина открыл счёт – а спустя несколько секунд уже Виктор Шалимов с передачи своего капитана удвоил преимущество красно-белых. Итог – 8:5, победа и чемпионство «Спартака»!

Но на этом рассказ о звёздном для Юрия Евгеньевича 1976 годе не заканчивается. Ведь были же ещё и триумфальные Олимпийские игры в Инсбруке. В сложнейшей ситуации, в решающем матче со сборной Чехословакии, когда СССР проигрывал (0:2) и вдобавок остался втроём против пятерых противников, главный тренер Борис Кулагин доверил именно Ляпкину, Шадрину и Цыганкову играть без замены все две минуты. Двое спартаковцев и один армеец выдержали натиск. К финальной сирене счёт уже был – 4:3 в пользу СССР! Так Юрий Ляпкин стал олимпийским чемпионом.

Тем удивительнее стало возвращение Юрия Ляпкина в межсезонье назад, в Воскресенск. Подмосковную команду принял Юрий Морозов, с которым Ляпкин вместе долго играл и был очень дружен. Два сезона он, фактически, провёл в роли играющего тренера «Химика». А в 33 года, и опять-таки, неожиданно на один сезон возвратился в «Спартак». Тот чемпионат 1978/79 года получился для красно-белых переломным, в декабре уволили главного тренера Роберта Черенкова и хорошо, что в коллективе на тот момент оказались игроки из «старой» спартаковской гвардии, в том числе и Юрий Евгеньевич, который пользовался непререкаемым авторитетом. И «Спартак» после 6-го (1977) и 8-го места (1978), к весне снова попал в призёры. А вот в розыгрыше Кубка Европейских чемпионов спартаковцам не повезло. Встретившись в финале с чехословацким «Польди» из Кладно и сыграв дважды, и дома и на выезде вничью – 4:4, красно-белые уступили в серии буллитов. Причём в московском матче, в декабре 1978-го Юрий Ляпкин играл, а в ответном, в Чехословакии – нет. В серии буллитов Юрий Евгеньевич точно помог бы. И как знать, кто бы тогда стал обладателем почётного трофея…

В 1979 году Юрий Ляпкин отправился работать в Японию. И задержался там на целых 9 лет: «Это был не мой выбор, и страну я не выбирал, решили на уровне ЦК партии. Нас с Владимиром Шадриным направили в Японию. Мне было уже 34 года, и надо было давать дорогу молодым. Команда «Одзи Сейси» с острова Хокайдо принадлежала крупному бумажному комбинату. Играли 6 команд в лиге. За три года дважды выиграл чемпионат и стал серебряным призёром. До этого клуб занимал в чемпионате четвёртые-пятые места. Потом шесть лет в Нагано тренировал детские, юношеские и взрослые команды».

Вернувшись в Россию, работал с 1999 по 2002 года генеральным менеджером «Крыльев Советов». И с тех пор, Юрий Евгеньевич продолжает жить хоккеем. В настоящее время он является директором команды «Легенды хоккея СССР». Именем Юрия Евгеньевича Ляпкина назван Дворец Спорта в его родной Балашихе, а также местная хоккейная школа.

                                                                                                                                            Михаил Галактионов


Ляпкин Юрий Евгеньевич (21 января 1945 года)

Олимпийский чемпион (1976), четырёхкратный чемпион мира (1971, 1973, 1974, 1975), участник Суперсерии Канада – СССР 1972 и 1974 годов. Выступал за московский «Спартак» с 1972 по 1979 годы (с перерывом). Заслуженный мастер спорта.

За московский «Спартак» провёл в чемпионатах СССР 148 матчей, забил 44 гола. Чемпион СССР 1976 года. Серебряный (1973) и дважды бронзовый призёр (1975, 1979) чемпионатов СССР в составе «Спартака».