История
История номера. №9
Историю спартаковского свитера с «девяткой» на спине мы, пожалуй, начнём с цитаты из книги нашего легендарного хоккеиста, двукратного олимпийского чемпиона, неоднократного чемпиона мира и Европы, трёхкратного чемпиона СССР в составе «Спартака»:
«Я был первым из трёх, кого приняли в команду мастеров. Это случилось весной 1956 года. Мой брат Женька играл ещё в молодёжной команде, а со Славой Старшиновым мы тогда вообще не были знакомы… Кстати, тогда я и забросил свою первую шайбу в чемпионатах страны. Правда, её нет в кондуитах даже самых заядлых и дотошных статистиков. Дело в том, что тренер забыл внести мою фамилию в протокол, а на поле выпустил. Никто на это не обратил внимания – судьи тогда меня и в лицо не знали. И вдруг я забиваю гол. Надо объявлять об этом по радио. Но если выяснится что я – это я, нам по правилам должно быть засчитано поражение. Первым сообразил, что к чему, наш тренер Анатолий Сеглин. Он мигом очутился у судейского столика, что-то сказал судьям, и спустя минуту радио сокольнического катка объявило: «Шайбу в ворота московского «Буревестника» забросил Александр Корнеев…».
Точная дата того матча – 21 мая 1956 года. «Спартак» тогда победил 5:0, и одну из шайб в ворота соперника забросил 18-летний Борис Майоров. Именно с него и начинается история спартаковского свитера с №9. Сначала Борис Александрович играл справа, в тройке с «центром» Владимиром Сергеевым и левым нападающим – опытнейшим Валентином Захаровым. В следующем сезоне в «Спартаке» появилось звено Б.Майоров – Мальцев – Е.Майоров, а год спустя к братьям Майоровым присоединился Вячеслав Старшинов. На левого крайнего спартаковской тройки специалисты и болельщики сразу же обратили внимание. Не удивительно, потому что уже в конце 50-х Борис Майоров был ведущим форвардом клуба, который, к сожалению, тогда ещё не занимал ведущих позиций в отечественном хоккее. Но скоро всё изменилось. Борис Александрович уже тогда проявлял незаурядные лидерские качества, был избран капитаном команды, и в 1962 году «Спартак» впервые завоевал «золото». Долгие пятнадцать сезонов Борис Александрович Майоров играл за родной клуб. И всегда на спине его игровой спартаковской майки красовалась неизменная цифра «9»!
10 ноября 1969 года Борис Майоров провёл свой последний матч за «Спартак», и после этого три года никто не осмеливался взять себе легендарную «девятку». Лишь в 1972 году перешедший в стан красно-белых из павлово-посадского «Текстильщика» перспективный и талантливый нападающий Александр Лобанов удостоился чести носить спартаковский свитер с №9. Действительно, молодой центрфорвард очень кстати пришёлся ко спартаковскому двору и возглавил интересное звено Крылов – Лобанов – Гуреев, которое забрасывало шайбы практически в каждом матче. Пик же результативности Александра Лобанова пришёлся на сезон-1974/75, когда на счету нападающего оказалось 14 заброшенных шайб и 10 голевых передач в чемпионате. Бенефисом же Лобанова стал матч 29 апреля 1975 года против ЦСКА, когда тройка Костылев – Лобанов – Пачкалин «разорвала» армейцев, организовав в ворота Третьяка 3 шайбы. «Спартак» победил 4:3. На той игре присутствовал маршал Советского Союза, министр обороны Андрей Антонович Гречко, который, естественно, болел за «своих» и сильно расстроился из-за поражения. Ему так понравилась игра спартаковской «девятки», что он попросил узнать об этом хоккеисте подробнее. И дни Лобанова в «Спартаке» были сочтены. Со следующего сезона (1975/1976) он уже выступал за «гегемона» советского хоккея, которого, кстати, «Спартак» обошёл в том первенстве и в четвертый раз завоевал золотые медали.
Но, как говорится, без потерь не бывает и приобретений. Не уйди тогда Лобанов в ЦСКА и вряд ли бы в «Спартаке» появился великолепный Аркадий Рудаков. Именно к нему и перешёл №9, а тройка Костылев – Рудаков – Баринев внесла огромный вклад в общую красно-белую победу весной 1976 года. Достаточно сказать, что три заброшенные шайбы из восьми, побывавших в воротах горьковского «Торпедо» в «золотом» матче 15 марта 1976 года были на счету именно этого звена. В 1977 году, когда Аркадий Рудаков вернулся в родной свердловский «Автомобилист», в «Спартаке», взявшим резкий курс на омоложение состава, появился воспитанник коломенской «Венеры» Сергей Подгорцев, до этого неплохо зарекомендовавший себя в играх за воскресенский «Химик». Ему и был вручён легендарный свитер с №9.
В октябре 1979 года Подгорцев покинул «Спартак», а уже летом 1980 года, по приглашению старшего тренера «Спартака» Бориса Павловича Кулагина, в команду был приглашён Виктор Тюменев из «Крыльев Советов», который и забрал себе спартаковскую «девятку» на долгие девять сезонов. Переход в «Спартак» для Тюменева оказался верным решением. Именно здесь образовалась его знаменитая «связка» с Александром Кожевниковым, и в 1982 году они стали чемпионами мира. А в 1984 году на Олимпиаде в Сараево – и олимпийскими чемпионами. Звено Тюменева тогда забросило больше всего шайб в сборной – 14, а сам центрфорвард, действуя в манере своеобразного опорного полузащитника, позволял своим быстрым краям – Кожевникову и Дроздецкому – активно действовать в атаке, освобождал их от черновой работы и снабжал точными передачами.
Лишь в 1989 году Виктор Тюменев ушёл из «Спартака» и уехал играть в Финляндию. Но №9 недолго оставался невостребованным. В тот же год из московского «Динамо» в лагерь красно-белых перешёл (уже второй раз за карьеру) воспитанник череповецкого «Металлурга», выпускник рижской хоккейной школы Герман Волгин, который взял себе майку с «девяткой» на спине. Однако в 1992 году Волгин уехал выступать в Германию, а легендарный №9 достался молодому выпускнику спартаковской ДЮСШ Дмитрию Клевакину, который играл под этим номером за «Спартак» вплоть до 1998 года.
В сезоне 1998/1999 годов спартаковскую майку с №9 примеряли сразу двое игроков – Максим Рыбин и Андрей Поснов. А через год, когда «Спартак» покинул элитный дивизион российского хоккея, свитер с №9 забрал себе молодой Илья Ковальчук, который, правда, по каким-то причинам отказался от этого номера уже в следующем сезоне.
В чемпионате-2002/03 спартаковской «девяткой» опять владели сразу двое хоккеистов – это возвратившийся в «Спартак» Максим Рыбин, а также сыгравший всего 6 матчей за красно-белых динамовский воспитанник Дмитрий Семёнов. Кадровая «текучка» в отечественном хоккее в те года не была каким-то удивительным явлением, и поэтому уже в 2003 году №9 в «Спартаке» сменил владельца. Им стал опытный нападающий, воспитанник «Крыльев Советов» Виктор Гордиюк. В чемпионате-2004/05 спартаковскую «девятку» опять примеряли сразу двое хоккеистов. До ноября 2004 года обладателем №9 был чешский легионер Мартин Штрба. А после него – опять Максим Рыбин. Удивительно, но по окончании сезона Рыбин вновь покинул клуб, который его воспитал как хоккеиста. Его следующей хоккейной «остановкой» стал омский «Авангард». Сезон-2005/06 прошёл в «Спартаке» без №9, следующий сезон красно-белые вообще пропустили из-за финансовых проблем, а начиная с 2007 года, когда главный тренер Валерий Брагин набирал практически новую команду, «девятка» опять досталась… Максиму Рыбину. В сезоне-2009/10, когда Рыбин в очередной раз ушёл, свитер с №9 остался не востребован, а через год его взял себе ещё один выпускник спартаковской школы Александр Суглобов. В 2011 году «девятку» забрал капитан молодёжной команды «Спартак» Николай Шкенин, который провёл также и 8 игр за основной состав красно-белых. Чемпионат КХЛ-2012/13 в легендарном свитере с №9 в «Спартаке» начинал Артём Гордеев, переехавший в Москву из команды ВХЛ – нефтекамского «Тороса». Но уже в ноябре он вернулся в «Торос», сыграв за красно-белых всего 6 матчей. До нынешнего сезона игрока с №9 во «взрослом» «Спартаке» не было, и лишь осенью этого года «девятку» взял себе защитник Алексей Бондарев, нынешнее возвращение которого в стан красно-белых стало уже третьим в карьере.