События клуба

Александр Филиппов: «Если будешь осторожничать и сидеть ровно, никогда первым не будешь»!

Александр Филиппов: «Если будешь осторожничать и сидеть ровно, никогда первым не будешь»!

Александр Владимирович Филиппов – человек в спартаковской системе не новый. Пять лет он провёл на тренерском мостике МХК «Спартак» в роли помощника Владимира Тюрикова, а этим летом уже сам стал главным тренером красно-белой «молодёжки». В традиционном предсезонном интервью мы постарались затронуть не только хоккейные, командные и игровые темы, но и задать вопросы почти что личного характера, чтобы поближе познакомиться с нашим новым главным тренером. Насколько это удалось – судить вам…

– Приходя летом 2016-го года в МХК «Спартак», Вы думали, что когда-нибудь предстоит возглавить эту команду?

– Как правило, в такие моменты подобных мыслей не возникает. Тем более что в тот момент, когда я переходил в «Спартак», у меня было огромное желание просто работать в хоккее. Я хотел заниматься своим любимым делом. Дело в том, что в последние годы работы в школе «Атланта», если можно так сказать, у меня несколько «сбился прицел». Хотелось поменять обстановку, снова окунуться во взрослый хоккей. А «молодёжка» – это, я считаю, первый этап взрослого хоккея. Со всеми его атрибутами – переездами, играми, тренировками, нагрузками и прочими «прелестями». Поэтому тогда у меня таких мыслей точно не было. Мне хотелось просто приносить пользу – заниматься делом, воспитывать ребят.

– До 2016-го, Ваша спортивная карьера никак не была связана со «Спартаком». Но, теперь, когда Вы отработали пять сезонов в спартаковской системе, бок о бок с настоящей Спартаковской Легендой – Владимиром Вячеславовичем Тюриковым, вопрос этот, вполне уместен: успели ли Вы за это время проникнуться традициями красно-белых?

– Если брать по большому счёту, в моей спортивной карьере всегда складывалось так, что я не приходил в команду на один день. Не был «варягом», который приехал только заработать денег. Что в Хабаровске, что в Караганде, и даже в Усть-Каменогорске я хотел играть, биться за клуб, за цвета его флага. В том же хабаровском «Амуре»… Мне сложно назвать его «своим» клубом, или Хабаровск – своим городом. Тем не менее, все мы, кто приехал туда вместе со мной, играли за этот город, за эту команду не только за «рубль». Хотя и это тоже немаловажно в жизни спортсмена. Мы бились и за идею тоже, за честь клуба. Поэтому, когда я пришёл в «Спартак»… Мне хотелось задержаться на этом месте, работать плодотворно, получить какие-то позитивные результаты от своей деятельности. Во-вторых, видимо, в моей природе так заложено, что я проникаюсь традициями. Люди, работающие рядом со мной, становятся моими товарищами и соратниками, а Клуб – родным домом. Да, могу сказать, что спартаковский ромб для меня сейчас, действительно, многое значит.

– Когда Вы узнали, что возглавите МХК «Спартак», какими были первые мысли? Ведь одно дело – помогать главному тренеру, а другое дело – самому стать главным и за всё отвечать.

– Скажу сразу: немножечко в этом «амплуа» мне уже довелось побыть. В начале прошлого сезона, в конце сентября. Как Вы, наверное, помните, у нас была «ковидная» история – когда много игроков и почти весь тренерский штаб, болели. Мне пришлось несколько игр проводить без Владимира Вячеславовича Тюрикова. И вот тогда я ощутил на себе полностью всё то, что прозвучало в вашем вопросе. Был и за главного тренера, и за начальника команды, и за доктора, и за массажиста, и за сервисмена. Понятно, что все мои коллеги, хотя и были недоступны в тот момент физически, но были на связи, чем могли – помогали. Но многое приходилось делать самому и в каких-то ситуациях максимально быстро реагировать, принимать решения. Так что, экзамен в должности главного тренера у меня был. Но чтобы заниматься этим долговременно, и уже без поддержки старшего товарища… Да, такого не было. Наверное, для меня это будет опять экзамен, но только теперь на самом высоком уровне. Хотя, в принципе, работа мне знакома. С Владимиром Вячеславовичем мы часто и много беседовали, обсуждали – наши обязанности не раз переплетались, вместе думали, как то или иное улучшить. На протяжении пяти лет я это всё это видел, впитывал. Владимир Вячеславович мне очень много дал, помог, открыл глаза. Я получил неоценимый опыт.

– Возможно, прозвучит это немного банально, но обычно, когда тренерская карьера развивается по-восходящей, тренеру задают вопрос о том, что для него новое назначение: вызов, проверка на прочность или, может быть, ожидаемое событие, к которому человек готовился заранее и целенаправленно. Что для вас означает эта должность – Главный тренер МХК «Спартак»?

– Да, для меня это станет вызовом. Потому что в работе любого человека, не только в спорте, в любой профессии есть моменты, непосредственно и остро связанные с дальнейшим ростом, с проверкой своих возможностей. К тому же, любой человек – он не «червонец, чтобы нравиться всем». Всегда есть и доброжелатели, и недоброжелатели. Одни поддерживают, поздравляют после удач, побед. Но есть и такие, кто «за глаза» могут что-то такое сказать, написать нехорошее. Вот для них, наверное, моя нынешняя работа будет, как под микроскопом, под пристальным вниманием. Я же, со своей стороны, постараюсь делать своё дело с душой, с сердцем, качественно. В том числе, чтобы и утереть нос этим людям. Но даже не это главное. Не так уж и важно, кто там что говорит. Моё дело – учить, воспитывать наших ребят, чтобы они росли здоровыми, и физически, и духовно. И готовить их ко взрослому хоккею.  

– Из «подсмотренного» нами ранее: к каждой тренировке вы с Владимиром Вячеславовичем готовились скрупулёзно: на страницах специально разлинованного блокнота тщательно чертили схемы будущих упражнений – обсуждали все их тонкости. И так каждый тренировочный день. Эти записи сохранились и будут использоваться в будущем?

– Конечно. Они для того и делаются. Это работа тренера. И это не просто отчёт. Этот конспект – помощник. Все мы не молодеем, всё запомнить невозможно. Тут есть даже такое, что порой забываешь очевидные вещи, а посмотрев в эти тетрадки, вспоминаешь, «откатываешь» назад, снова прокручиваешь тот или иной момент и думаешь, как его улучшить. Все эти записи очень помогают. Уверен, что и Владимиру Вячеславовичу они помогут в дальнейшем, в работе с основой «Спартака». Как свежий взгляд на более взрослых парней. В процессе сезона эти записи увеличатся, обновятся – будем придумывать, рисовать что-то новое.

– По нашим наблюдениям после матчей Вы наиболее эмоционально радуетесь победам как раз над самыми принципиальными соперниками «Спартака» – командами армейской и динамовской систем. Так ли это?

- По накалу эти игры более вызывающие, что ли… И, естественно, цена победы здесь велика. Но это не от какой-то неприязни – не от того, что это динамовцы, или армейцы. Просто потому, что эти матчи сами по себе, так уже сложилось годами – и более зрелищны, более остры, эмоциональны, даже в какой-то степени, злы. И после них радость от победы настоящая, искренняя. Если же говорить лично обо мне, то для меня, например, более принципиальна победа над «Атлантом».

– В тренерском штабе появились новые лица. Аркадий Андреев, Дмитрий Мегалинский… Новых людей в тренерский штаб Вы подбирали сами? И, если можно, расскажите немного о Ваших помощниках, по каким критериям были выбраны именно они.

– Выбирали помощников совместно с руководством «Спартака». Естественно, со всеми я предварительно беседовал. До того, как взять того или иного человека, мы с ним общались – понимали каковы его взгляды, насколько он коммуникабелен, как мы с ним сработаемся. Были кандидатуры, по которым я сразу понимал, что с ними мы никак не сойдёмся – или наоборот, как говорится, вроде получалось слишком хорошо, чтобы быть правдой. Поэтому, когда возникла кандидатура Аркадия Андреева, тем более что с ним мне встретиться было проще – и он, и я проживаем в Мытищах, то я сразу же пошёл на контакт, быстро договорились встретиться, долго общались, часа три. Получилось, что оказались где-то по духу близки. У него накопилось много, скажем так, нереализованного в хоккейном плане, он очень эмоционально провёл эту беседу. Да и мне по душе оказался человек с активной позицией по жизни, с другим углом зрения на молодёжный хоккей, более опытный. Ведь он не работал с молодёжью, а занимался со взрослыми игроками. И для него работа в МХК «Спартак» – тоже своеобразный, новый опыт. У него свой взгляд на хоккей. И это – важно. Потому что у любого тренера «замыливается» глаз. Работая в связке с Владимиром Вячеславовичем Тюриковым и зная, вроде бы всё «от и до», всё равно какие-то моменты уходили от нас на задний план – «прятались» за ворохом повседневных забот: тренировок, упражнений, переездов, игр. А пришёл новый человек, привнёс что-то своё – новое. Или хорошо забытое старое. В этом плане и Аркадий Андреев, и Дмитрий Мегалинский, который ещё совсем недавно был действующим хоккеистом, принесут нам большую пользу. У того же Дмитрия Мегалинского сын занимается хоккеем в младших возрастах, и для него работа в молодёжном хоккее, возможно позволит на всю эту «тренерскую кухню» посмотреть по-другому, изнутри. Как в спортшколах обстоят дела, как детский спорт развивается. Теперь он сам стал частицей этого. Возможно, нынешний приобретённый опыт позволит избежать ошибок на тернистом пути взросления его маленького хоккеиста. Это для него будет такой своеобразной задачей. Ну а для меня, естественно, будет интересно с таким человеком поработать. Тем более что у нас не было специального тренера по защитникам. Теперь – есть, и надеемся, что он привнесёт в нашу игру что-то новенькое.    

(Продолжение интервью)