Интервью
Дмитрий Юдин: Если бы не хоккей, был бы простым рабочим
К 22 годам Дмитрий Юдин успел выиграть Кубок Гагарина и летом, после перехода из СКА, твердо занял место в основе «Спартака». В большом интервью защитник рассказывает о своём детстве, об учёбе и том, что сделал, если бы выиграл в лотерею миллион долларов.
- Когда вы в первый раз встали на коньки?
- Мне тогда было три года. От моего дома до дома, где жила моя бабушка, было около 10 минут ходьбы, и путь из пункта А в пункт Б лежал через загадочную светлую площадку, которую я всегда проходил, когда шел к ней в гости. Мне было очень интересно, что же там происходит: люди там всегда веселились, смеялись, и оттуда постоянно шел яркий свет. Однажды я попросил у бабушки с дедушкой, чтобы они показали мне, что же там такое. Так я впервые оказался на ледовой площадке, после чего сказал, что хочу кататься. Тогда дедушка поставил меня на такие маленькие «петухи». Знаете, что это такое?
- Нет, расскажите.
- Это когда к каждому ботинку привязывают по лезвию и получаются такие самодельные коньки.
- Дедушка имел какое-то отношение к спорту?
- Я очень хорошо помню дедушку, но, к сожалению, очень мало о нём знаю. Но что-то подсказывает мне, что да, он так или иначе был связан со спортом.
- А ваши родители?
- Родители у меня очень активные люди: папа, например, в детстве очень любил плавание, мотоциклы и, конечно, походы – например, они с мамой постоянно ходили на различные туристические сплавы… В общем, вели очень активный образ жизни.
- Был ли в вашей жизни момент, когда хотелось бросить хоккей?
- Не могу такого вспомнить – всегда с удовольствием ходил на тренировки. У нас в Тагиле климат очень суровый, и зимой, бывало, температура воздуха опускалась до минус сорока градусов. В такие дни в школе отменялись занятия, а тренировки бывало стояли в 7:30 утра, и я с удовольствием на них шел. Бывало, что ребята, которые жили в пяти минутах от стадиона, не приходили, а мы с парнями, кто, как и я, жил в другом микрорайоне, приезжали с удовольствием. Нас старались подвозить родители, а когда у них не получалось - добирались с ребятами самостоятельно, на двух маршрутках. Мне всегда нравилось тренироваться, я и по сей день испытываю удовольствие, выходя на лёд.
- Кто самый известный хоккеист в Нижнем Тагиле, кроме Александра Радулова?
- Сергей Шепелев.
- Вы с ним знакомы?
- Заочно. Но однажды был у него на тренировках в Ханты-Мансийске: меня вызывали на тренировочный микроцикл в основную команду, а он в то время руководил «Югрой».
- Радулов жил на «Вагонке», а вы?
- Я – на Вые. Может я, конечно, не очень хорошо знаю историю Нижнего Тагила, но, насколько мне известно, район «Вагонка» был построен для тех, кто работал на знаменитом «Уралвагонзаводе». А есть Металлургический комбинат, который находится ближе к городу – я жил неподалеку.
- Про морозы в Нижнем Тагиле вы уже упомянули. Играя в Ханты-Мансийске, мороз под пятьдесят застали?
- Помню, там уже в сентябре в тот год был минус на термометре – мы ходили в пуховиках. А зимой, слава богу, меня там уже не было.
- Что еще интересного вы помните из собственного детства?
- Думаю, как и все мои ровесники: ездил в летние лагеря, играл в «казаки-разбойники», «пять-десять-стоп» и так далее. Я счастлив, что еще отношусь к «поколению 90-х», хотя застал скорее переходный в «нулевые» период. Рад, что успел зацепить то «золотое» и, как мне кажется, прекрасное время, когда не было ни интернета, ни компьютеров – мы просто жили и получали удовольствие от простой прогулки с друзьями.
- За Нижним Тагилом одно время ходила слава «бандитского города». Это имело под собой какие-то основания?
- Думаю, это в той или иной степени есть в любой глубинке нашей прекрасной Родины, во всех провинциальных городах. Хотя, чего говорить, уверен, даже в Москве и Санкт-Петербурге есть такие районы, где еще бушуют «девяностые».
- У вас в детстве были драки «район на район»?
- Конечно.
- Серьезные?
- Безусловно. Сейчас это весело вспоминать, а тогда было не до смеха.
- Если бы не хоккей, чем бы вы сейчас занимались?
- У нас в Тагиле около 80% населения работает на заводе. Благодарен судьбе за то, что играю в хоккей и сейчас, например, когда мы с вами разговариваем, лечу со своей командой с выездной серии матчей. Ведь сложись моя судьба иначе, я был бы простым рабочим.
- Где вы сейчас учитесь?
- В НГУ им. Лесгафта на кафедре теории и методики хоккея.
- На занятиях вы, конечно, не появляетесь?
- Всегда посещаю, вы что?! Учусь на заочном отделении и ежедневно выполняю задания преподавателей.
- Преподаватели наверняка делают поблажки действующим спортсменам.
- Я об этом не знаю. Лично мне хочется учиться и получать необходимые знания и опыт.
- На каком вы сейчас курсе?
- Перешел на третий. Потерял некоторое время из-за проблем с окончанием средней общеобразовательной школы. Я ведь постоянно переезжал: из Нижнего Тагила в Ханты-Мансийск, затем в Питер.
- Экзамены в ВУЗе легко сдаете?
- Нелегко, но если подучить материал, то сдать можно, и сложностей с этим не возникнет.
- Вы сразу стали играть в обороне или был период, когда играли в нападении?
- Честно, плохо помню в деталях, но было время, когда меня ставили центральным нападающим. У нас в Тагиле был один парень – очень перспективный центрфорвард. Однажды он серьезно заболел и надолго выбыл из строя. Тогда меня поставили играть на его место, но через некоторое время все-таки вернули обратно в защиту.
- Кто для вас в современном хоккее защитник №1?
- У меня таких нет – стараюсь подчеркнуть что-то из игры каждого. Но выделил бы Дмитрия Орлова. Не могу сказать, что он мой кумир, но за его игрой интересно наблюдать, не зря Орлов – ведущий российский леворукий защитник.
- В НХЛ есть команды, за которыми следите?
- Не могу сказать, что пристально слежу за НХЛ. Когда за завтраком или перед дневным сном есть время, могу посмотреть хайлайты. В основном акцентирую свое внимание на то, как забрасывали шайбы и как при этом оборонялись игроки той или иной команды, чтобы что-то для себя подчеркнуть.
- Вы выиграли Кубок Гагарина в составе СКА. У игроков, завоевавших этот трофей, есть возможность взять его на один день. Вы этим воспользовались?
- Нет. На тот момент я не хотел довольствоваться тем, что есть, не был удовлетворен своей игрой, своим игровым временем, но вместе с этим был очень доволен тем, что это игровое время мне всё же давали, пусть его и было мало. Считаю, что не внес такую большую лепту в завоевание Кубка Гагарина, чтобы забирать его. Можно было бы взять трофей на сутки, но я этого не захотел, чему очень рад – ни о чем не жалею.
- Работа с Олегом Знарком - опыт и память на всю жизнь?
- Почему именно со Знарком?
- Все-таки он – тренер сборной России, харизматичный человек…
- А как же Вячеслав Быков, Андрей Назаров, Юкка Ялонен, Вадим Епанчинцев? Все тренеры индивидуальны, поэтому работа с каждый специалистом – это плюс.
- Знарок когда-нибудь кричал на вас?
- Ну как кричал…
- Просто, кажется, он страшен в гневе.
- А об Андрее Викторовиче Назарове что скажете?
- Если вам предстоит выходной день, чем займетесь?
- Проведу это время дома.
- Москва вас не напрягает?
- К счастью, квартиру я снял в таком территориально удобном месте, что Москва меня не напрягает, равно как и пробки, которыми славится город. Живу неподалеку от дворца и при любом трафике моя дорога до «Парка Легенд» занимает не больше 10 минут.
- Тем не менее, вам интересно выбраться куда-нибудь в город в свободное время?
- Будет интересно, когда приедут родители, родные и близкие люди – сходить с ними, например, на Красную площадь, посмотреть город – в Москве огромное количество достопримечательностей. К слову, за всё время, что я играл в Санкт-Петербурге, ни разу не сходил в Эрмитаж – родители были там без меня. Но, думаю, еще смогу там побывать, ведь Петербург стал для меня местом, куда хочется возвращаться опять и опять. Очень красивый и приятный город.
- Вы во всех командах, за которые выступали, пели гимн России перед стартом матча? Просто, кажется, вы единственный в нынешнем «Спартаке», кто это делает.
- Ну да. Мне кажется, это маленькая мотивация – меня это бодрит.
- Все слова знаете или только первый куплет?
- Если честно, ни разу задумывался, смогу ли спеть полностью весь гимн. Но, думаю, если мелодия продолжится, то смогу подхватить её и спою.
- В караоке ходите?
- Бывает, но в Москве еще ни разу не был.
- Хорошо поете?
- Когда прихожу – нет, а когда ухожу – да (смеется).
- Чего бы вам хотелось как человеку и как хоккеисту?
- Конечно, каждому из нас хотелось бы, чтобы его родные и близкие всегда были счастливы и здоровы. Ну а как хоккеисту… Мы с вами сидим в самолете, который направляется из Уфы в Москву. Турнирная ситуация обязывает нас только побеждать, но, увы, мы возвращаемся с не очень удачного выезда. Хочется, чтобы мы, несмотря ни на что, были одной командой, одной семьей и бились друг за друга, за наш тренерский штаб и болельщиков, чтобы им не было за нас стыдно. Спасибо всем, кто приходит на наши матчи, поддерживает команду. Отдельно хочется поблагодарить тех, кто устроил нам феноменальную встречу в Казани - в аэропорту, около отеля и на трибунах.
- Если вы выиграете в лотерею миллион долларов, как потратите деньги?
- Конечно, по сценарию я должен сказать, что отдам его на благотворительность. Я так воспитан родителями, что с удовольствием пожертвую средства тем, кому они нужнее. Но, разумеется, понимаю, что эти деньги для чего-то мне даны, и надо правильно их использовать. Обязательно посоветуюсь с родными и близкими, как это сделать. Вариантов много, поэтому определенно взвешу все за и против. Обязательно подумал бы о том, чтобы вложить эти средства, например, в развитие нижнетагильского хоккея. Сделал бы это с удовольствием, поскольку знаю, что там сейчас не самые светлые времена. Или, к примеру, открыл бы приют для бездомных животных - в детстве очень часто просил родителей взять кого-то, но они не соглашались. Но вообще этот ваш вопрос крайне непростой: сегодня ты играешь и отвечаешь так, а завтра может произойти что угодно, и твой ответ изменится. Ведь в этом случае, руководствуясь вопросом «А как жить дальше?», ты наверняка захочешь оставить эти деньги себе. Вопрос действительно очень сложный.
Интервью опубликовано в официальной программе №3 сезона 2017/18.