Интервью

Дмитрий Плеханов: Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче

Дмитрий Плеханов: Плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче
В этом сезоне в московский «Спартак» вернулся врач Дмитрий Плеханов, побеждавший с «молодёжкой» красно-белых в Кубке Харламова в 2014 году.

- Как вы стали спортивным врачом?
- Закончил в Москве второй медицинский, поступил в ординатуру по спортивной медицине.

- В вашей семье есть врачи?
- Нет, ни одного. Мне просто всегда хотелось самому состояться в этой профессии.

- Спорт был в вашей жизни?
- С самого детства. Занимался самыми разными видами, в основном единоборствами. Потом со временем понял, что мне интересна именно спортивная медицина.

- Спортивный врач - это отдельная профессия?
- Пожалуй, да. Здесь требуется целый комплекс знаний и умений. Из разных частей складывается целое: спортивная травматология, фармакология, психология и так далее.

- Психология в работе спортивного врача играет важную роль.
- Совершенно верно. Нельзя сказать, что это ключевое направление, но в команде врач обязательно должен быть хорошим психологом.

- С чего вы начинали?
- Первый мой клуб - регбийный «Спартак GM». Это была попытка воссоздать регбийную команду в системе «Спартака». Попытка эта на тот момент закончилась неудачно. Проработал два года, потом года через три клуба не стало.

- И появился молодёжный «Спартак».
- Да. Работал в чемпионском сезоне 2013/14.

- Вам тоже было сложно?
- Да, как и всем, кто тогда был в «Спартаке». Тяжелый в финансовом плане год. К счастью, финал у этой истории получился очень хороший.



- Был момент, когда ваш врачебный чемодан было пустым?
- Это известная история: у «Спартака» были болельщики, которые выделяли команде деньги. В том числе, на лекарства, на спортивное питание, на медицинские аксессуары. Проблемы, конечно, были. Но нам удавалось благодаря помощи извне выживать и работать. И даже выигрывать.

- Болельщики собирали и на премии игрокам. Персоналу что-то доставалось?
- Да. Во время плей-офф приезжали люди с большим конвертом. Главный тренер выстраивал команду, болельщики благодарили за игру, и затем эти деньги делились. Между тренерами, игроками и персоналом команды.

- Как вы провели ночь после седьмой игры с «Красной Армией»?
- Хороший вопрос. Праздновали. Было весело. Разве можно было не отметить такое событие?! Все вместе мы проделали очень долгий напряжённый путь. И этот успех очень сильно сплотил всех нас.

- Много ли хоккеистов тот плей-офф провели с травмами?
- Юра Козловский несколько матчей сыграл с переломом руки. Игорь Шестёркин выходил на лёд под общим и местным обезболиванием, на тейпах. Он не вышел на игру лишь тогда, когда обезболивание уже не помогало. Но не только они - многие ребята играли с серьёзными повреждениями. На силе воли. Надо отдать должное ребятам: они не ныли и готовы были играть даже с травмами. Но кого-то мне всё-таки приходилось по медицинским показаниям отстранять от игр. Чтобы элементарно сохранить здоровье хоккеиста.

- И вы уехали в «Сочи».
- На четыре сезона. Очень интересный опыт, ведь клуб создавался с нуля. Я с удовольствием вспоминаю это время. У каждого тренера свой подход. В последнем сезоне «Сочи» возглавлял Сергей Зубов, и мне было хорошо заметно, что он пытается всё в команде строить по энхаэловскому образцу. Что неудивительно, если вспомнить, сколько лет он там отыграл. Полезный опыт для меня.

- Будете ностальгировать по хорошей погоде?
- Не только по погоде. Прежде всего, по тем людям, с которыми рядом работал. Но за эти годы я понял, что я всё-таки москвич. И меня тянуло домой.

- Много ли вам попадалось мнительных игроков, которые идут к врачу не за лечением, а просто поговорить?
- Есть такая поговорка: плох тот врач, после беседы с которым больному не стало легче. В спортивной команде у врача своеобразная функция. Мы про психологию уже говорили. К врачу и идут часто для того, чтобы выговориться. Это совершенно нормально.



- Слово лечит?
- Обязательно. А по поводу мнительности? Почти все спортсмены мнительны по природе. От здоровья в их жизни зависит практически всё. Карьера, перспективы, игровые кондиции.

- Самая страшная травма, которая вам встречалась?
- Были тяжелые сотрясения в регби, были травмы внутренних органов, пограничные с жизнью.

- В регби сотрясения сплошь и рядом?
- Очень травматичный вид спорта. Для врача регби - это школа жизни. Каждый день что-то происходит. Там ведь своеобразные правила, когда врач оказывает помощь на поле прямо во время матча. Игра в это время продолжается. Рядом бегают 15 человек в одну сторону, потом 15 - в другую. Врача в порыве борьбы могут и «убрать». Такие случаи тоже были.

- В правилах стали разбираться?
- До этой работы как-то не вникал и регби особо не интересовался. А потом сильно полюбил. Очень красивый вид спорта, и сейчас, когда есть возможность, обязательно стараюсь посмотреть. Слежу за нашими сборными, общаюсь с ребятами, с коллегами.

- С ребятами из МХК «Спартак» связь поддерживали?
- Да. Рад был увидеть ребят в первой команде - Севу Сорокина, Сашу Трушкова, Женю Кулика. Мы часто видимся, раз в год стараемся встречаться той командой.

- Современный хоккей без фармакологии, без пищевых добавок невозможно представить?
- Без дополнительного питания сложно сохранить здоровье при таких нагрузках. Организм надо поддерживать в работоспособном состоянии. Ночные перелёты, тренировки, 2-3 игры в неделю… Нужно правильное восстановление организма.

- В связи с многочисленными допинговыми скандалами любой врач сейчас ходит по краю?
- Первым виноват будет спортсмен. Независимо от того, какие были мотивы и чья была ошибка. Он несёт ответственность в любом случае. Но и врач обязательно должен понимать степень своей ответственности перед игроками, перед командой.



- Как вы ориентируетесь в огромном списке запрещённых препаратов?
- Каждый препарат, который используется в команде, проходит определённую проверку. Мы не используем неизвестные препараты, непонятные добавки. Только проверенные и надёжные препараты. По-другому никак. Иначе можно закончить и медицинскую карьеру в спорте, и игрок серьёзно пострадает.

- Как часто происходит допинг-контроль?
- Когда как. Но тестируют в сезоне часто.

- Как сдать анализы сразу после игры?
- Да, происходит сильное обезвоживание. Поэтому частенько спортсмены находятся в комнате допинг-контроля час, два, а то и больше. В этом случае можно и бутылку пива выпить, я не вижу в этом ничего криминального. Только пиво должно быть хорошее.

- Кто вас в хоккее поражал своим здоровьем?
- Есть категория хоккеистов, которые весь сезон могут совсем пройти «мимо врача». Тут, кстати, очень многое зависит от настроя. если человек настроен играть, то он и будет играть. А если человек «настроен на болезнь», то тут начинаются проблемы.

- Дмитрий Калинин два-три года еще сможет сыграть?
- Он в полном порядке. Но сколько играть - зависит от него. От его желания. Он очень грамотно следит за своим здоровьем. Не будешь следить - закончишь еще в тридцать. А то и раньше.

- Вам сейчас комфортно в «Спартаке»?
- Очень. Я с удовольствием нахожусь в команде, которая мне дорога.