Борис Майоров: «Первое чемпионство – особенное»
О первом чемпионстве «Спартака» вспоминает капитан той команды Борис Майоров.
- Борис Александрович, перед началом сезона 1961/1962 представляли себе, что можно обыграть ЦСКА, «Динамо» и завоевать чемпионский титул?
- Тогда это трудно было себе представить. Мыслей таких ни у кого из нас не было по одной простой причине: ЦСКА, «Динамо» плюс «Крылья Советов» тогда были признанными лидерами нашего хоккея. «Спартак» сезоном ранее занял, по-моему, только шестое место. Дело –то заключалось в первую очередь в том, что надо было обыграть эти три команды, тогда только появлялась возможность стать чемпионом.
- Тройка Старшинова с Борисом и Евгением Майоровыми по краям в те времена уже проводила на льду по полматча?
- Мы стали ведущей тройкой «Спартака» в 1959-м году, поэтому естественно мы проводили на площадке очень много времени. Просто конец 50-х и начало 60-х голов у нас в истории как-то пропадает из поля зрения. Надо не забывать о том, что в марте 61-го года мы играли в составе сборной страны на чемпионате мира. Просто начало хоккейного бума в стране пришлось на 60-е году, и наша тройка воспринимается только с 62-го года. Хотя мы здорово играли и много забивали и раньше, начиная где-то с 58-го года.
- Что вы почувствовали в тот момент, когда стали впервые чемпионом?
- Вы меня спрашиваете об ощущениях, которые были 50 лет тому назад?! (улыбается). Разве я могу сейчас, 50 лет спустя, передать те чувства? Ну наверное была и бесконечная радость, и удовлетворение от достигнутого результата и неожиданности такого результата. Мы не то, чтобы были уверены в победе, но перед последней встречей, наверное на фоне суеверия все до единого забрали свои вещи с базы в Серебряном Бору. Никто ничего не оставил! Хотя если б мы проиграли, игрались бы дополнительные матчи за звание чемпиона между «Спартаком», ЦСКА и «Динамо». Но мы, повторюсь, на фоне суеверия и хорошей нашей игры забрали все вещи.
- Тогда уже была традиция наливать шампанское в кубок?
- Нет, такой традиции не было. Мы стали чемпионами 12-го апреля, а последние матчи игрались 15-го апреля, тогда же было и торжественное закрытие чемпионата. Нам вручили кубок, но никто в него шампанское не наливал. Тогда считалось, что спортсмены должны быть абсолютными трезвенниками.
- Вы были чемпионом много раз: и в стране, и в мире, и в Европе, и на Олимпиадах. Это первое чемпионство занимает особое место в вашей памяти, или были триумфы, которые больше запомнились?
- Я думаю, что всё-таки на первом месте вот этот успех 1962-го года. Он был достигнут на фоне не очень выдающихся результатов «Спартака» в предыдущие годы, и был в какой-то степени неожиданным что для хоккеистов, что для руководства.
- Что вы можете пожелать ныне здравствующим соратникам в этот знаменательный день?
- Нас осталось всего шесть человек. Хочу пожелать здоровья, здоровья и ещё раз здоровья!