Андрей Потайчук: «Чтобы пузо не росло»
Сезон завершён уже давно. Большинство игроков в отпусках. Но тренер «Спартака» продолжает занятия до сих пор. Практически ежедневно Андрей Потайчук приезжает в «Сокольники». По два часа проводит в тренажёрном зале.
- Посмотрите на североамериканцев, - говорит Потайчук. – Все тренера, комментаторы, практически все имеющие к хоккею отношение люди находятся в хорошей форме: стройные, подтянутые. Могут в любой момент, к примеру, начать бегать с игроками кросс.
- Почему у нас, в России, в большинстве своём, по-другому?
- У нас это не заведено. А там нормальным явлением считает то, что тренер бегает с игроками. Или самостоятельно демонстрирует какое-либо упражнение.
- В Европе, где вы провели значительную часть карьеры, также?
- Да. И я к этому стремлюсь. Потому и продолжаю даже после сезона поддерживать форму. Если, к примеру, ребята не поймут, как выполнять какое-либо упражнение, необходимо его показать. А для того, чтобы это сделать, нужно быть хорошо готовым функционально. Нужно, чтобы пузо не росло (улыбается).
- Точно. А то вдруг придётся по ходу следующего сезона возобновлять карьеру.
- Полагаю, подобная ситуация исключена (улыбается).
- Часто, кстати, приходится демонстрировать игрокам упражнения?
- Иногда. И не только на льду. Но и на летних сборах: прыжки, кувырки и прочее.
- Когда осенью прошлого года готовились к игре за основной состав и усиленно тренировались, выдерживали темп игроков из первой команды?
- Первых минут 15 – да. Потом – уже нет.
- По ходу сезона 2008/09, который стал для вас первым в качестве тренера, вы признавались, что до сих пор испытываете желание выходит на лёд. За прошедший чемпионат ситуация изменилась?
- В корне. Играть уже не хочется. Взгляды стали другими.
- И чем отличается взгляд игрока от взгляда тренера?
- Когда сам выходишь на лёд, многого не замечаешь – весь в игре. Меня даже раздражало, когда тренер делал мне замечания. Сейчас же я понял – со стороны, с лавочки, виднее.
- И насколько сильно раздражали игрока Потайчука тренерские замечания?
- Часто бывало так: выслушивал тренера, но делал всё равно по-своему. Противоречия возникали нередко, но ничего такого серьёзного не было.
- О ваших непростых отношениях с Владимиром Юрзиновым-младшим известно. С кем ещё имелись эти самые противоречия?
- Со многими. С тем же [Кари] Хейккиля, когда играл под его руководством в Финляндии.
- Для того чтобы стать хорошим тренером, говорят, необходимо «убить» в себе игрока. Согласны?
- Всем об этом говорят. Но я не представляю: как это? По-моему, это невозможно. Я, например, являлся игроком на протяжении 23 лет. И всё равно сейчас просчитываю ходы, как игрок, как человек, который сам выходил на лёд. Тренер, как и игрок, рискует на площадке. Когда ты играешь – отдаёшь, к примеру, авантюрный, но острый пас. Так и тренер – снимает вратаря, выпускает неожиданные сочетания игроков. Как в казино – поставил на чёрную – выиграл.
- В общем, ясно – спартаковские тренеры игрока в себе не убьют никогда.
- (Смеётся.) Я так понимаю, что данное выражение подразумевает отношение к игрокам. Когда ты становишься тренером, к ним необходимо относиться более жёстко, но всё равно уважительно. Не бояться принимать серьёзные решения. Например, об отчислении, если игрок, допустим, плохо отработал на предсезонке. Или посадить одного из лидеров на лавку. Для меня авторитеты существуют, но остаются они в стороне. Ибо перед тренером стоят задачи, за решение которых он отвечает.
- Что вам лично, как тренеру, дал прошедший сезон?
- Я многому научился у Милоша Ржиги. В плане психологии, поведения в раздевалке. Да вообще во всех аспектах тренерской работы прошедший сезон дал мне многое. Но мне ещё – учиться и учиться.
- Чему именно?
- Да всему! Физиологии той же – как правильно готовить команду к сезону, например.
- Что дали «Спартаку» вы?
- Пусть мою работу оценивают другие.
- Насколько тяжело игроку перейти после завершения карьеры к обычной жизни?
- Страшно, когда утром просыпаешься и осознаёшь, что больше никогда не выйдешь на лёд, не сыграешь для зрителя, не испытаешь эмоций, которые переживал на протяжении многих лет. Но со временем это проходит. Привыкаешь к обычной жизни. В этом плане мне помогла тренерская работа. Намного легче, когда находишься в команде, проводишь тренировки, летаешь. Хоккейная жизнь продолжается. Сейчас я уже полностью освоился и в жизни послехоккейной.
- Прошлый сезон стал лучшим в карьере для Мартина Цибака – об этом он говорил сам. На новый, более высокий уровень игры вышел Иван Баранка. Здорово прибавили Игорь Мусатов, Кирилл Князев, Александр Рыбаков. В плей-офф блистал Александр Бутурлин. Значительного прогресса добились многие другие игроки. Чем объясните факт того, что в «Спартаке» люди в плане мастерства растут буквально на дрожжах?
- Дело, думаю, в первую очередь в коллективе. Сказывается и наш разнообразный тренировочный процесс. Атмосфера в «Спартаке» очень хорошая, атмосфера доверия. Игрок в любой момент может подойти к тренеру, обсудить с ним различные вопросы. Всё это очень важно. Поверьте мне, как бывшему игроку. Когда я играл в Новокузнецке, атмосфера в команде была плохая. И это здорово отвлекало от игры. Постоянно заставляло думать о проблемах. А вообще в каждом игроке заложен талант. И у нас ребята свой потенциал реализовывают.
- Атмосферу спартаковскую с какой-либо ещё сравнить можете?
- Хорошая атмосфера была в «Спарте». В последние годы моего выступления за «Кэрпят». Она была рабочей, но, в тоже время, мы знали, когда можно отдохнуть, повеселиться. Выходили на лёд - и бились друг за друга. А что касалось бытовых вопросов, развлечений - переживали всё это вместе.
- Самый запоминающийся момент прошедшего сезона – выигрыш у «Динамо» в первом раунде плей-офф?
- Нет. Самым запоминающимся моментом стала бы победа над «Локомотивом» в полуфинале конференции. А так… Мы провели немало отличных матчей. Сейчас всех и не перечислишь. Отдельно можно сказать о первой игре серии с «Динамо». Тогда у нас поначалу не получалось ничего. Могли пропустить шесть-семь шайб. Но при счёте 0:3 Саня Бутурлин забросил шайбу, после чего мы заиграли в свой хоккей, матч перевернулся в другую сторону.
- То, что исполнили после гола Кирилл Князева в овертайме, помните? (Потайчук, держа в руках планшетку, в течение нескольких секунд стоя на месте быстро прыгал)
- Да (смеётся). Исполнил танец, как в рекламе Кока-Колы, которую сейчас показывают по телевидению. В ней камерунец забил гол и также плясал (смеётся).
- Второй сезон подряд «Спартак» проигрывает в плей-офф «Локомотиву». Неудобно нашей яркой, атакующей команде играть против прагматичного ярославского коллектива?
- Нет. Просто сбалансированность состава у «Локомотива» получше. Все четыре пятёрки абсолютно одинаковые. Мы могли их обыграть. Если бы не поражение в четвёртое игре. Удержали бы тогда победу – счёт в серии стал бы 3-1. То поражение «убило» нас психологически.
- Итогами сезона лично вы удовлетворены?
- Не сказать, что на сто процентов. Хотелось бы пройти и второй раунд плей-офф. Скажу больше – мы заслуживали идти дальше. Впрочем, движение вперёд у команды, безусловно, наблюдается. Оно выражается хотя бы в прогрессе игроков, о котором вы говорили. В следующем сезоне, уверен, ребята прибавят ещё.