Интервью

Андрей Кутейкин: Мощный бросок? Наверное, клюшки хорошие

Андрей Кутейкин: Мощный бросок? Наверное, клюшки хорошие
Большой разговор с одним из самых опытных защитников «Спартака», в коллекции которого «золото» российской Суперлиги и два Кубка Гагарина.

- В раздевалке ваше место находится рядом с Дмитрием Калининым. Вас можно назвать не только партнёрами по команде, но и хорошими друзьями?
- Конечно. Мы с Димой знакомы и дружим уже много лет.

- Обрадовались, когда узнали, что вновь будете играть вместе в одной команде?
- Да. У нас и супруги тесно общаются, созваниваются. Жена сейчас находится в Санкт-Петербурге, но когда приезжала - ездили вместе к Калининым в гости. В общем, дружим семьями.

- Вы – опытный защитник. Молодые игроки обороны подходят к вам за советом?
- На это у нас есть тренеры. У каждого ведь свое видение: кто-то больше хочет играть в атаке, кто-то - только обороняется. Поэтому ребятам помогает и подсказывает тренер. Мы ведь такие же игроки, как и остальные, просто возраст отличается - не более того. А коллектив у нас очень хороший, атмосфера в раздевалке отличная. Мне нравится.

- Вы дважды выигрывали Кубок Гагарина, когда командами руководил Вячеслав Быков. Что он за тренер?
- В первую очередь, он человек хороший, что много значит для коллектива. Это очень отражается на команде, микроклимат тоже становится более позитивный. В итоге сказывается на результате.

- Что вы делали с кубком, когда каждый хоккеист мог взять его на один день?
- А я его не брал.

- Не захотели или не дали?
- (Смеётся) Когда мы выиграли его с «Салаватом Юлаевым», брать трофей было как-то не распространено - не было такого бума. А в Санкт-Петербурге… Отпуск у хоккеистов не такой длинный, как может показаться – съездили отдохнуть с семьей, вернулись, вот в принципе и всё, начинается подготовка к сезону. А чтобы куда-то везти кубок, нужно всё распланировать, выделить на это время, всё организовать…

- Как думаете, почему Вячеслав Быков не хочет вновь принять какую-нибудь команду в России?
- Не знаю, наверное, у него и так всё хорошо. Да и тренерская доля, думаю, нелегкая. Тем более он всегда приходил в команды, которые ставили перед собой только одну задачу - выиграть кубок. Уфа, Санкт-Петербург. Работать под таким давлением нелегко - всегда нужен максимальный результат. Нет места отговоркам из серии «не получилось», «не забили» - это даже воспринимать никто не будет, результат нужен здесь и сейчас.



- Вы работали и под руководством Сергея Михалёва.
- Царствие ему небесное. Хороший был человек. У нас была очень зрелая команда - он любил более опытных ребят и старался брать именно таких игроков в свою команду. Работать с ним было спокойно, не было многочасовых собраний. Есть же такие тренерские штабы, которые, например, постоянно устраивают многочасовые просмотры видео, запирают команды на базе. У него, как и здесь в «Спартаке», мы просто заезжали в гостиницу накануне матча - ничего сверхъестественного. Раньше игра была более комбинационной, сейчас же команд, действительно играющих в хоккей, - по пальцам пересчитать: «Металлург», СКА. В ЦСКА, «Ак Барсе» есть еще пара человек, которые могут открыться, сыграть в пас. Сейчас хоккей очень изменился, стал более интенсивным, силовым.

- Михалёв как-то говорил: «Поехать на Олимпиаду в Сочи может даже Андрей Кутейкин, если килограммов шесть сбросит». Это он в шутку?
- Наверное, всё-таки на что-то намекал (смеётся).

- За карьеру вас несколько раз вызывали в сборную, но до чемпионата мира вы так ни разу и не добрались. Почему?
- Не знаю, это всё-таки вопрос не ко мне. Один раз приехал в 2008-м году после победы в Суперлиге. Может, тогда после сезона просто не осталось эмоций. Честно, ни в тот год, ни в дальнейшем не жалел о том, что не сыграл за сборную на мировом первенстве. Продолжаю играть и слава Богу. У меня ведь было несколько очень серьезных травм - это очень выбивает из колеи. Конечно, от этого никто не застрахован, но хочется избегать их в дальнейшем. Но эмоции, которые ты получаешь от побед, от игры, со временем стирают воспоминания о том, что где-то что-то не получилось. Да и я не из тех людей, кто о чём-либо жалеет.

- Со стороны кажется, против взрослых хоккеистов соперник играет не так жестко.
- Нет, нас тоже толкают (смеётся).

- Где можно увидеть все ваши награды?
- У родителей. У папы на участке большая баня, и там, на втором этаже, всё в моих игровых майках, клубных плакатах с росписями.

- Начиная с хоккейной школы?
- Нет, что вы?! Только основные, во взрослом возрасте.

- Мы заметили, что в первой же смене вы любите бросать по воротам издали.
- Так удобно заходить в зону. Не всегда дают добраться до красной линии, чтобы забросить без проброса. Раньше, когда шайба пересекала лицевую, сразу свистели, сейчас - нет. Поэтому договариваемся с ребятами, и они бегут вперёд.



- Может это такой психологический тест для вратаря?
- (Смеётся). Бывает, проверяешь как он там, нормально ли?

- За счет чего у вас получается такой мощный бросок?
- Не знаю, может клюшки хорошие (смеётся). У каждого игрока свои плюсы: кто-то сильнее бросает, кто-то получше катается.

- Никогда не интересовались, сколько игроков получили травму, попав под ваш бросок?
- Слышал, на Кубке мэра в этом году нескольким ребятам неудачно прилетело шайбой. Но тут ведь играет роль и экипировка - есть уязвимые места. Например, шнуровка коньков - попади туда шайба, и игрок может на некоторое время попасть в список травмированных. Очень хрупкое место.

- Три ваши шайбы в плей-офф от красной линии два года назад - что это? Случайность, стечение обстоятельств, годы тренировок, вратарские ошибки?
- Всё равно все устают, и вратари от бросков в том числе, падает концентрация. Чем больше бросаешь, тем больше у тебя шансов забросить. Я не сторонник забрасывать шайбу в зону, в закругление, просто в угол - лучше брошу по воротам, а там уже всё может быть. От вратаря шайба может отлететь в любую сторону, и её, например, может подобрать нападающий. Или она залетит в сетку, как тогда в матче с Нижним Новгородом.

- Получается, бросали на удачу?
- Конечно, бросать издалека - всегда на удачу. Сейчас, честно могу сказать, очень тяжело забросить «прямую шайбу». Это единичные случаи, вратарь всё видит. Разве что может ошибиться, но в лиге очень квалифицированные голкиперы, поэтому такое случается нечасто. В основном они - крупные ребята, да и амуниция у них хорошая.

- В мировом хоккее идут разговоры о сокращении её размеров.
- В принципе, я не против (смеётся). А вот они, думаю, расстроятся.



- Но самый памятный гол из этой серии - в ворота «Авангарда» в 2010 году, когда вы забили от своих ворот. Помните тот момент?
- Конечно. Мы играли в меньшинстве, шайба выскочила мне, и я бросил её в створ ворот, после чего поехал меняться. Наверное, вратарь не видел момент броска, отвлёкся.

- Вам ставили этот бросок?
- Нет. Просто постоянно бросаешь и бросаешь по воротам.

- Вратари на тренировках просят бросать потише?
- Такого нет. Да и сам ведь не будешь бросать им в голову. На тренировках стараешься «стрелять» пониже.

- У кого в КХЛ такой же сильный бросок, как у вас?
- Честно, много ребят с хорошими бросками.

- Сколько клюшек вы обычно ломаете за сезон?
- По-разному. В пачке идёт по шесть клюшек - бывает, попадется крепкая, и играешь долго, бывает - ломается быстро. Нет такого, что клюшка должна держаться, например, месяц. Иногда кажется, она крепкая, а потом вдруг бросаешь, и она пополам. Так что раз на раз не приходится, а точное количество сломанных за сезон клюшек я, конечно, не считал.

- Когда последний раз были в Саратове?
- В апреле, правда, недолго. Восстанавливался после травмы, полученной в сезоне - приехал с реабилитации и пробыл в родном городе несколько дней. Заезжаю погостить хотя бы ненадолго, навестить родителей, встретиться с друзьями.

- Хоккей там имеет шанс возродиться?
- Думаю, вряд ли. Всё ведь зависит от спонсоров и денег, которые на это необходимо выделить. А в городе и без этого хватает проблем.

- Почему родители решили отдать вас именно в этот вид спорта?
- В 1990-м году, когда мне было шесть лет, папин знакомый начал набирать детей в хоккейную секцию. И родители решили отдать меня туда, чтобы мне было чем заняться: зимой хоккей, летом - футбол. Папа у меня и сам неплохо катается, раньше играл в русский хоккей.



- Ваш первый тренер Геннадий Комаров жив?
- Жив. Но, если честно, мы достаточно давно не виделись - он перебрался жить на другой конец страны, кажется, в Салехард, и обосновался там.

- Ваш первый сезон в Саратове пришёлся на 2003-2004 годы. Из той команды продолжает играть только Энвер Лисин?
- Получается, да. Тогда в команда было много возрастных ребят. У нас была хорошая команда, а тренировал нас Геннадий Федорович Цыгуров. Потом, как это часто бывало, случилось безденежье, и меня отдали в Уфу.

- Весной вышла огромная книга про саратовский хоккей, где ваша фамилия встречается много раз. Удалось достать книгу?
- Авторы звонили мне во время работы над ней, задавали вопросы - хотели узнать информацию из первых уст. Я небольшой любитель давать интервью, но тут, надеюсь, помог. Самой книги у меня нет.

- Что вы помните из своего детства?
- У меня было классическое хоккейное детство: тренировки и занятия в школе. Если находилось время, бежал на улицу поиграть во дворе. Сейчас время стало другое - лишний раз никто из дома не выйдет. У нас было иначе.

- Саратов стоит на Волге. Рыбалка - это про вас?
- Ездим постоянно. У друзей есть рыболовные катера - всё как положено. И с ночёвкой, бывало, ездим, с палатками.

- Чем обычно занимаетесь в выходной?
- Семья пока находится в Питере - в ближайшее время переберёмся в Москву. А пока в выходные я езжу к ним. У нас маленький ребенок - сыну идет четвертый год - стараюсь поиграть с ним, погулять. Днём спишь с ним рядышком (улыбается). Вечером выбираемся куда-нибудь поужинать. Свободного времени не так много - стараюсь проводить его с семьей, тем более, скоро она станет больше - ждём прибавления.

- Хотите, чтобы сын продолжил хоккейную династию?
- С клюшкой по дому он уже бегает, но загадывать с супругой пока не хотим.

- Российский футбол вам интересен?
- Смотрю постоянно. С детства болею за «Спартак», можно сказать, я из тех болельщиков, которым любовь к клубу передалась по наследству. Папа болеет за «Спартак» - у него есть и майки, и кепки, и вымпелы. Жаль, у меня пока не получилось побывать на «Открытие Арене». Календари расходятся: либо пока они играют в Москве, мы на выезде, либо наоборот. До этого был на матчах и в Лужниках, и в Черкизово, а вот до арены в Тушино доехать пока не получилось, но в планах у меня это, разумеется, есть.

- Вы не зарегистрированы ни в одной социальной сети.
- Да, нигде. А что там хорошего? Я захожу в интернет в основном только чтобы прочесть какие-то спортивные новости. В остальном не трачу на это время.

- Задумывались, чем будете заниматься после хоккея?
- Не люблю загадывать. Хочется подольше выступать за наш клуб, а там время покажет, как всё сложится.




Интервью опубликовано в официальной программе №5 сезона 2018/19.