История

Александр Якушев. О хоккее и не только


Глава третья. Переправа.

Моя увлеченность спортом восторга у родителей не вызывала. Зато был я при деле, не болтался и не бездельничал. Им было не очень понятно, как на кусок хлеба буду зарабатывать и какое ремесло освою. Но они проявили терпение, и после первой зарплаты в «Спартаке», отданной матери до копеечки, немного успокоились, смирившись с тем, что младший сын, в отличие от старшего и среднего, не пошел на завод «Серп и Молот». И отец с матерью согласились с моим выбором и не выказывали ни тревоги, ни обеспокоенности. Видели, что времени и сил спорт с каждым годом отнимает все больше. Я трудился почти без выходных, не давая себе поблажек. Это, надеюсь, вызывало у родителей уважение.
Не каждому юному спортсмену приходит в голову мысль о том, что в переходную пору необходимо много вкалывать и обходиться практически без досуга, без развлечений. Я же такую жизнь принимал как должное. И благодарил судьбу за то, что позволяла мне двигаться к намеченной цели. По чуть-чуть, зато каждый день.
В кругах молодежного хоккея привечали молодого спартаковца Якушева, был я известной фигурой, но под град комплиментов и авансов на безоблачное будущее не попадал. Что, кстати, меня вполне устраивало. Суета и шумиха вокруг собственной персоны — все это не для меня.

Вот кто гремел по Москве, так это Витя Еремин. Играл в ЦСКА за 46-й год. Играл просто замечательно. Публика (а в те годы на матчи юношеских и молодежных команд народу часто собиралось больше, чем сегодня на некоторые матчи ЦСКА и «Спартака») приходила в восторг от того, что творил на льду Еремин. Чтобы легче было представить себе масштаб его дарования, добавлю: Володя Викулов и Витя Полупанов были необыкновенно хороши (в 60-е они с Анатолием Фирсовым составят мощнейшее звено сборной Союза), но и они оказывались в тени Виктора Еремина. И что в итоге получилось? В «основу» ЦСКА даже не пробился. А там при Тарасове не церемонились с новичками: не показал себя — на выход! Еремин ушел в «Динамо», там недолго поиграл и исчез с горизонта. Подробностей не знаю. Слышал, что не выдержал тарасовские занятия по атлетизму. Но более вероятно, что его характер не выдержал испытания на прочность.
Без настойчивости и упорства, без крепкого характера эту переправу из молодежной команды в команду мастеров не одолеть. В этом я убежден.

Про себя скажу так. Мне помогли одержимость хоккеем и влюбленность в «Спартак». Полная сосредоточенность на спортивном деле. Полная самоотдача. И потому не могу припомнить каких-то ярких проявлений силы своего характера в ту пору своей жизни, никаких образцово-показательных поступков.
В общеобразовательной школе даже самый способный ученик ходит в тот класс, где учатся его ровесники. Исключения делаются для вундеркиндов. В спортивной школе с уклоном на игровые виды бывает принципиально другой расклад. Мальчишка начинает учебу вместе с одногодками. Если начинает бурными темпами прогрессировать, значительно опережая одноклассников, то его подключают к команде, в которой собраны ребята на год старше. Они физически мощнее, они дольше занимаются в секции, за их плечами больше сыгранных в различных турнирах матчей. А на стороне «выскочки» быстрота катания и быстрота мышления, техника владения коньком и клюшкой, неуемная жажда играть и стремление к совершенствованию. Такое подключение к более взрослой команде — лакмусовая бумажка, указывающая на незаурядность юнца и на то, что из него может выйти толк.

Вот таким «выскочкой» был и я. Как-то думал о годах своей спортивной школы и вспомнил те периоды, когда играл в командах сверстников. Любопытный факт — а я ведь только два сезона играл с ровесниками: сезон в секции завода «Серп и Молот» плюс сезон в спартаковской школе. И все! Остальное время моими партнерами являлись старшие ребята. Больше скажу. Играл с ребятами 45-46-го годов рождения и даже в команде 44-го года. А несколько раз выставляли меня за команду 43-го года! Вы только представьте: 15-летний Якушев играл с 18-летними хоккеистами в матчах за московский «Спартак»! И это происходило параллельно с играми за свою команду однолеток, никто не освобождал меня от этой обязанности.

Литературная запись Леонида Рейзера


17 января. Матч в честь Александра Якушева. МСА «Лужники», 19:30.