Интервью

Александр Осипов: Хотел брызнуть в Шипачёва, попал в Чудинова


Большой разговор с защитником красно-белых - о детстве, о родителях, о жизни в Хабаровске и знаменитой трехматчевой дисквалификации.

- Недавно завершились Олимпийские игры. Трансляцию какого вида спорта, входящего в олимпийскую программу, вы никогда не пропустите?
- Хоккей - однозначно. Может быть, биатлон. Иногда - кёрлинг.

- Правила кёрлинга знаете?
- Не все. Смысл игры понятен, а вот в тонкости, например, сколько там «эндов» - не вникал.

- После всех скандалов не потеряли интерес к Олимпиаде?
- Если ты патриот своей страны, ты все равно будешь переживать за спортивную судьбу своего Отечества. Когда МОК принимает такие кардинальные решения по отношению к спортсменам, безусловно, есть доля недовольства. Правда, от моих взглядов на происходящее решение МОК никак не изменится. Поэтому рассуждения на этот счет - пустая трата времени. Но, повторюсь, недовольство, разумеется, есть. Так, как произошло, быть не должно. Но, с другой стороны, мы не знаем всей правды.

- В феврале «Спартак» ездил на турнир в Екатеринбург, от которого рукой подать до вашего род-ного города. Как часто бываете в Нижнем Тагиле?
- Каждое лето приезжаю, когда нахожусь в отпуске. Там живут мои родные, это моя родина. В общем, за лето приехать получается раза три-четыре.

- Много у вас там родных?
- Да. Правда, маму мы сейчас перевезли жить в Тюмень. В Тагиле остались тётя, двоюродные сестры, троюродные братья.

- А жена у вас откуда родом?
- Из Тюмени. Мы сейчас живем там.



- Самым известным хоккеистом, родившемся в Нижнем Тагиле, является Сергей Шепелев?
- Самым титулованным, да. Но, думаю, город сейчас больше на слуху из-за Александра Раду-лова, который также родом оттуда. Еще Нижний Тагил «прославился» после выхода сериала «Наша Russia»: там была сюжетная линия, где русские отдыхающие за границей кричали «Тагил рулит!» Однажды был случай: пришел в банк, протянул паспорт сотруднице, а девушка засмея-лась, увидев там «Нижний Тагил». Посмотрела на меня и заулыбалась. Пришлось ей сказать: «Да-да, я оттуда» (смеется).

- Радулов жил на Вагонке, Дима Юдин - на Вые, а вы?
- Тоже на Вагонке. У нас в Тагиле, можно сказать, идет «битва кланов»: кто из какого района. Многие знают наш район, потому что там стадион и такие спортсмены, как Радулов - оттуда.

- У вас в детстве был драки «район на район»?
- Нет. Это обошло меня стороной. Драки во дворе были, «один на один», но, думаю, они были у каждого парня.

- Одно время в Тагиле было много криминала. Это тоже прошло мимо вас?
- Если честно, я рос примерным мальчиком и особо не хулиганил - не моё это. Меня воспиты-вали так, что если не твоё - не бери, слабых - не обижай.

- Кто из тех, с кем вы в детстве занимались хоккеем, стал профессиональным хоккеистом и заиг-рал на высоком уровне?
- Из моего года один из парней играет в Воронеже в Высшей лиге, остальные с хоккеем закон-чили: кто-то на детском уровне, кто-то - при переходе во взрослый хоккей. Я в 16 лет уехал в Тюмень. Тогда в Тагиле не было той ступени, того самого перехода, который сейчас выполняет МХЛ - не было второй команды. А попасть из детского хоккея сразу во взрослый тяжело. Роди-тели приняли решение переехать.

- Они у вас имели какое-то отношение к спорту?
- Папа с мамой занимались конькобежным спортом. Так что если бы вы задали им вопрос, «ка-кой вид спорта вы бы никогда не пропустили на Олимпиаде?», ответ был бы очевиден. Хоть в записи, хоть в прямом эфире - всё равно смотрят, для них это ностальгия. Мама смотрит. Папа умер не так давно. Родители занимались этим видом спорта профессионально, ездили на сборы, но потом в один момент всё рухнуло.



- Они хотели, чтобы вы продолжили спортивную династию и тоже выбрали конькобежный спорт?
- Не знаю. А вот хоккей… Мой старший брат тоже им занимался, сейчас тренирует. Он в Тю-мень уехал еще раньше - ему было 12 лет, а я тогда учился в первом классе. Почему хоккей? Да, наверное, не было ничего другого. Может, свою роль сыграла «ледовая стихия» в сердцах роди-телей: конькобежный спорт и хоккей - они рядышком. В общем, особого выбора, куда пойти, не оказалось: ни футбола, ни баскетбола в Тагиле не было. В итоге в одиннадцатом классе я пе-реехал, там и остался.

- Вы поиграли и в первой, и во второй лигах. Какой был самый страшный выезд?
- Да, «цапанул» обе. Но самые страшные выезды были, когда я играл в Тагиле. Ездили в Серов, Орск, где нам говорили не выходить за пределы гостиницы в свободное время. С Орском у нас и вовсе были настоящие битвы - чуть ли не в каждом матче были драки.

- Когда стали старше, страшные города и дворцы вам попадались?
- Челябинский «Сигнал». Помню, там деревянные борта. Смотришь, какой сейчас уровень дет-ского хоккея, и какой был у нас - небо и земля. В 12 лет играешь на коньках «Динамо» и клюш-кой «Тиса Элита», которые тебе выдает клуб, и радостно прыгаешь до потолка. И как сейчас экипированы дети! Я только рад, что в детском хоккее есть такой выбор и разнообразие. Правда, не каждый может себе это себе позволить: клюшки стоят по 5-7 тысяч рублей.

- Если сейчас у родителей нет денег, то заниматься хоккеем ребенку тяжело.
- Да. Как автогонки - тоже самое: деньги есть - катаешься, денег нет - не катаешься.

- Вы провели три сезона в Хабаровске. Как вам там жилось?
- Это был переход на другой уровень: из Высшей лиги в КХЛ. Новый этап - новые эмоции. Мо-лодой парень, дорога открыта, и всё зависело от меня. У меня получилось. Город принял, по-любили болельщики: до сих пор, когда приезжаю и называют мою фамилию, народ аплоди-рует. Настолько приятно, что словами не описать. Это круто! Молодой парень, амбициозный, в голове - пусто. Живи, играй, кайфуй от хоккея. Было прикольно. Сейчас с женой частенько вспоминаем то время, когда когда мы еще не стали родителями и у нас не появилось серьезных обязательств.

- Перелеты вспоминаете с содроганием?
- Сейчас уже с улыбкой. В первом сезоне, да, был шокирован: такие дальние перелеты, плюс мы летали на рейсовых самолетах. Это сейчас - чартеры, а тогда… Бывает, сажают на средний ряд, и так ты летишь до Москвы - семь с половиной часов посередине. А на следующий день играть. Плюс разница во времени… Да, было тяжело. Такие дальние выезды, особенно в сто-лицу - играешь не на сто процентов, это точно. А если Европа? Летали в Попрад, помню, а там 9 часов разница. И ведь обыгрывали соперника. Есть что вспомнить.

- Если у человека аэрофобия, то в Хабаровске ему делать нечего?
- Думаю, да. Либо надо много пить. Но тогда сопьёшься. (смеется).

- В Москве вам комфортно?
- Сейчас - да. Приехали с женой из Казани, первое время осваивались. Конечно, рано или поздно привыкаешь к такому ритму жизни. Хотя, приезжая в отпуск домой, бывает, слышишь от друзей: там такая пробка. Смотришь и думаешь: да какая это пробка? Вы настоящей пробки не видели.



- Если «погуглить» вашу фамилию, в ленте новостей можно прочитать, что несколько лет назад у вас угнали дорогую машину. Нашли?
- Нет. Мне сразу сказали, что такие машины не находятся. Правда, она была застрахована. Са-мое интересное, я знаю, где моя машина. Её видели в другой стране, в определенном городе. Мы позвонили в органы, сообщили об этом, но нам сказали, что вернуть её невозможно, так как это другая страна, и всё уже «перебито». Интересный случай: забрали твоё, ты знаешь где оно, но не можешь вернуть обратно.

- Также в интернете периодически вылезает история о том, как вас дисквалифицировали на три матча за то, что вы облили водой Максима Чудинова.
- Было дело.

- Зачем вы это сделали?
- Эмоции. На самом деле хотел брызнуть не в Макса, а в Вадима Щипачева. Повторюсь, эмоции: был «заведен», тем более это были матчи со СКА в плей-офф - серьёзное противостояние. Вино-ват, осуждаю себя за этот поступок.

- Здороваетесь с Чудиновым после этого эпизода?
- Мы общаемся. Уже на следующем матче, когда ехали на приветствие соперника после игры, извинился. Он махнул рукой со словами: «Да ладно, Ося, не переживай». Я извинился, потому что был неправ.

- Сейчас пересматриваете - смешно?
- Смешно. КХЛ, кстати, тогда выписала приличный штраф, в районе ста тысяч рублей. Есть что вспомнить. Можно сесть и книгу написать.

- Чем обычно занимаетесь в свободное время?
- Расскажу про последний выходной. Беру ребенка на себя - даю жене выходной, и она занима-ется своими делами. Понимаю, что у меня такой график, при котором она всё время проводит с ребенком, никуда не может вырваться. Да и в Москве тоже куда-то лишний раз ехать…

- Если бы вы выиграли миллион долларов в лотерею, на что потратили бы?
- Половину отдал бы на благотворительность, вторую положил бы в банк под процент. Чтобы хватило на старость.