О нас пишут

Вадим Епанчинцев: «Спартак» должен играть в плей-офф КХЛ»


На вечере, посвященном завершению сезона в Континентальной хоккейной лиге, ХК «Спартак» представил нового главного тренера команды Вадима Епанчинцева. В эксклюзивном интервью «Известиям» 41-летний специалист рассказал, какую игру он планирует ставить команде, как будет работать с форвардом Вячеславом Лещенко, и что связывает его с бывшим капитаном и тренером футбольного «Спартака» Егором Титовым.

— Руководство «Спартака» еще в начале марта подтверждало факт проведения переговоров с вами, но официальное назначение состоялось только через полтора месяца. Почему они затянулись?
— Наверное, так не бывает, чтобы подобные переговоры затягивались по инициативе тренера. Просто клуб рассматривал несколько кандидатов. Я не напрашивался и не предлагал себя на эту роль, поэтому спокойно воспринял эту ситуацию и ждал окончательного решения руководства. Тут никаких вопросов не было и нет, поскольку для клуба созданы нормальные условия для работы, которые устраивают наш штаб.

— Вас что-то удивило в организации деятельности клуба?
— Для меня это не новый клуб. Инфраструктуру «Спартака» я видел и знаю. Знаком с большинством сотрудников. Поэтому для меня тут ничего нового нет. Разве что приятно удивило знакомство с работой маркетинговой службы, а также то, что домашние матчи будут проходить на ледовой арене ВТБ. В остальном я вернулся в свой родной дом.

— С командой уже удалось пообщаться?
— Еще не со всеми игроками удалось провести беседы. Но с некоторыми уже поговорил лично, с большинством общался по телефону. К началу первого сбора мы должны со всеми связаться и обсудить план предстоящей работы. К сожалению, после окончания сезона команда была распущена еще до моего назначения. Хоккеисты разъехались в отпуска по городам, в которые не дозвонишься с первого раза, не говоря уже о возможности встретиться лично. Но время еще будет, с каждым из подопечных я пообщаюсь.

— Вы пришли в штаб молодежной команды «Спартак» в июле 2013-го, а уже через полгода он оказался в тяжелом положении, что вынудило его покинуть КХЛ. Для вас это стало неожиданностью? Или ощущалась перспектива такого исхода?
— Летом 2013-го ничего не предвещало того, что случилось ближе к зиме. Когда все проблемы вылезли наружу, для меня, как и для многих, это было шоком. Рад, что спустя некоторое время «Спартак» смог вернуться в КХЛ. Теперь мы можем забыть это неприятное для болельщиков время. Такова реальность — мы работали, исходя из имеющихся возможностей, но в какой-то момент не стало спонсорской поддержки. Сейчас с этим проблем нет. Отношение к «Спартаку» его руководителей и спонсоров позволяет думать, что подобное больше не повторится. А уж если брать маркетинговую службу, продвижение бренда, то в прошедшем сезоне это вышло на совершенно фантастический уровень. Со стороны нашего штаба и игроков должна быть такая же отдача и эффективность.

— Вы работали в МХК «Спартак» с Вячеславом Лещенко, который продлил контракт с красно-белыми на следующий сезон. У него репутация талантливого хоккеиста со сложным характером. Ходили слухи о его конфликте с вашим предшественником Германом Титовым. Как будете с ним работать?
— Я думаю, все эти разговоры про Лещенко — неправда. Я хорошо знаю Славу и его жизненный путь, знаком с его родителями. Это хорошо воспитанный человек, и вся негативная информация о нем — вранье. Да, где-то он закрытый и малообщительный человек, погружен в себя, но у него со мной никаких негативных ситуаций не было. Как не было и противоречий с Титовым, в этом я уверен. Только спортивный принцип и чисто игровые моменты, существовавшие на тот момент.

— Вы уже разговаривали с Лещенко после своего назначения?
— Я общался с ним, когда они с Ярославом Дыбленко и Сергеем Шмелёвым были в расположении олимпийской сборной. В основном общался с Дыбленко, но Слава с Сережей были рядом, обменяться мнениями о предстоящем сезоне нам удалось. Я знаю этих ребят еще с молодежки и намерен опереться именно на этот костяк. Жаль, что Дыбленко уехал в Нью-Джерси. Но это его право — в НХЛ не каждый день зовут. С другой стороны, меня радует, что в команде остался Шмелёв.

— В ближайшие сезоны можно ждать появления «Спартака» в плей-офф?
— Такие задачи можно и нужно ставить уже на этот сезон. Ну а дальше есть надежда, что новая стратегия КХЛ на постепенное снижение потолка зарплат к 2021 году позволит клубам с такими возможностями, как у «Спартака», стать еще более конкурентоспособными. Должно быть равенство возможностей между клубами. Понятно, что всегда были, есть и будут команды с более высокими бюджетами, но определенное выравнивание нужно, чтобы и середнячки смогли приблизиться к лидирующим позициям.



— Почему наши игроки стали массово уезжать в НХЛ, лишая себя шансов попасть на Олимпиаду?
— Затрудняюсь ответить… Посмотрим, во что это всё выльется. Жизнь всех рассудит. Жаль, что ребята из НХЛ не едут в Корею, но там будет много хорошей перспективной молодежи, на которую тоже будет интересно посмотреть. Они будут пытаться доказать свое право на место в той же НХЛ. А те, кто уехал сейчас, вправе выбирать свой путь, пытаясь реализовать собственные профессиональные качества. Тут я не считаю правильным осуждать или оценивать кого-то. От личности каждого хоккеиста зависит, поможет этот отъезд или, наоборот, навредит карьере.

— В 1990-е вы тоже были выбраны на драфте «Тампой», но в США выступали только в низших лигах. Шанс попасть в НХЛ вам так и не предоставили?
— Своей карьерой в профессиональном хоккее я доволен. То, что было тогда, осталось в прошлом. Сейчас по прошествии лет очень тяжело сказать, что не получилось. Всё зависело от меня. Рад, что получил опыт игры в США, и мне уж точно грех жаловаться на обстоятельства.

— Вы уже определились, какую игру будете ставить «Спартаку»?
— Мне бы хотелось проповедовать тот хоккей, который приносит положительный результат. Всегда хочется что-то улучшить, порадовать болельщиков интересным и красивым хоккеем, чтобы наша народная команда «Спартак» всегда удовлетворяла вкусам поклонников. Но сейчас хоккей стал другим по содержанию игры. Стал более быстрым. Изменились правила игры и судейство — меньше зацепов, больше преимущества для нападающих, больше проблем для защитников. Исходя из этих условий, надо поставить игру, которая и глаз нашего зрителя порадует, и принесет результат. Надо уметь и обороняться, и атаковать. Это относится к каждому игроку каждой пятерки.

— После двух лет работы с карагандинской «Сарыаркой» в Высшей хоккейной лиге как вы оцениваете разницу между ВХЛ и КХЛ в уровнях скоростей и борьбы?
— Лет 5–6 назад была серьезная пропасть. Я ездил на некоторые игры ВХЛ. Тогда там не было возрастного лимита хоккеистов — играли ребята по 35 лет, которые заканчивали выступать в КХЛ и ехали в ВХЛ доигрывать. Сейчас установили лимит, и лига омолодилась. Скорости уступают КХЛ, но за счет молодости и азарта ВХЛ к ней уже приблизилась. Где-то не хватает разума в принятии решений на льду, но ВХЛ явно шагнула вперед.
Если вспомнить наше сотрудничество с «Авангардом», почти все ребята, которые спускались к нам из Омска, после выступления за «Сарыарку» в ВХЛ возвращались и закреплялись в основном составе. Это нас радовало, потому что мы старались на каждой тренировке работать по системе, схожей с той, что используется в «Авангарде», пытаясь предлагать хоккеистам скорости, приближенные к КХЛ. И ребята шагнули вперед.

— Вы выступали за «Ак Барс» в сезоне, когда после локаута в НХЛ в Казань приехали с десяток звездных игроков, включая Илью Ковальчука, Алексея Морозова, Венсана Лекавалье и Дэни Хитли. Почему клубу не удалось добиться успеха с таким составом?
— Тяжелый вопрос. Я сам много думал над этим. Все-таки было очень много звезд. Даже перебор этой звездности. И не было командного баланса. Мы не справились с этим, что привело к такому результату. Мне очень хотелось что-то выиграть в этой жизни. В таком составе были очень хорошие шансы на это. Но выбивший нас в плей-офф ярославский «Локомотив» показал, что такое игровой и кадровый баланс. У них ведь в том сезоне было всего несколько игроков из НХЛ: Алексей Яшин, Николай Антропов, Александр Карповцев, царствие ему небесное… И они доказали нам, что играют не только звезды, но и команда. И побеждает именно команда.

— Как отреагировали на чемпионство футбольного «Спартака»? Общаетесь с кем-нибудь из его игроков?
— К сожалению, пока не знаком с Массимо Каррерой, но немного общаюсь с Артемом Ребровым и Денисом Глушаковым. Всю команду хочется еще раз поздравить с этим долгожданным золотом. Ходил на их матч с «Тереком» — первую домашнюю игру в ранге чемпионов. Сидел прямо за спартаковской скамейкой запасных, атмосфера была сумасшедшая. А вообще раньше хоккеисты всегда дружили с футболистами. Я ведь учился в одном классе с Егором Титовым, в бытность игроком был знаком с Вадимом Евсеевым и Дмитрием Парфёновым. К сожалению, сейчас мы редко встречаемся — все заняты, у всех работа...

— После прошлогодней смены тренерского штаба «Спартака» и последующих заявлений Дмитрия Аленичева и Егора Титова начались споры об их роли в успехах команды при Каррере. Родился даже мем про «багаж Аленичева». Вы разделяете эту иронию?
— Знаете, если брать в целом прошедший сезон, включая подготовительный период, проведенный Аленичевым, Титовым и Каррерой, тяжело сказать, почему у Массимо всё сложилось удачно, а у Дмитрия с Егором не получилось. Со стороны тяжело рассуждать о тогдашней обстановке в команде. Поэтому я просто радуюсь успеху «Спартака» и считаю, что частичка этой победы у Аленичева и Титова тоже должна быть.