События клуба

«Мы были соперниками только на поле». Часть 1


В минувшую среду по приглашению хоккейного клуба «Спартак» в Москву приехали делегация ветеранов хоккейного клуба СКА.

В начале 60-х годов прошлого века команда ленинградского СКА не блистала какими-то серьёзными победами, не брала кубки и не завоёвывала медали, хотя участвовала в чемпионатах СССР с самого первого сезона 1946/47 годов. Были локальные удачи, когда армейцы «пощипывали» грандов отечественного хоккея, но до серьёзных достижений дело не доходило.

Перелом для ленинградской команды наступил в сезоне 1963/64, когда на тренерском мостике в декабре 1963 года Евгения Бабича сменил его партнер по сборной и ЦСКА, недавно завершивший игровую карьеру лучший вратарь СССР 50-х годов Николай Георгиевич Пучков. Его приход практически совпал с расформированием команды СКА (Калинин), из которой в Ленинград была приглашена целая пятерка игроков – результативные нападающие Валентин Панюхин, Юрий Глазов и Василий Адарчев, а также пара защитников Павел Козлов и Константин Меньшиков. Большое внимание стало уделяться хоккейной школе и воспитанию молодых игроков. Так в СКА появились Игорь Григорьев, Валерий Егоров, Олег Чурашов, Олег Володяев, Петр Андреев, Сергей и Вячеслав Солодухины. Формировался состав, которому суждено будет добыть для города на Неве первую в своей истории медаль хоккейного чемпионата СССР. В 1968 году ленинградские армейцы дошли до финала Кубка СССР, но проиграли своим московским одноклубникам.

Тем не менее СКА уверенно двигался к своему первому большому успеху - бронзовым медалям чемпионата СССР. Этот радостный для ленинградских любителей хоккея момент настал весной 1971 года.

Для взаимоотношений московского «Спартака» и ленинградского СКА тот год, 1971-ый, стал особенным. В феврале эти две команды скрестили клюшки в финале Кубка СССР и красно-белые во второй раз в своей истории завоевали почётный трофей, тактически полностью переиграв оппонентов. Но через два месяца, уже в чемпионате, ленинградцы «вернули должок». Как это было, расскажет непосредственный участник тех далёких событий. Но об этом - чуть позже.

Идея пригласить в гости своих «братьев по оружию» - ветеранов других хоккейных клубов у спартаковцев возникла давно. Это обсуждалось на традиционных встречах легенд «Спартака», когда они вспоминали тех, против кого давным-давно играли. И вот теперь эту идею удалось претворить в жизнь.

14 октября 2015 года спартаковская делегация на Ленинградском вокзале встречала ветеранов СКА, бронзовых призёров чемпионата СССР 1971 года: Константина Меньшикова, Петра Андреева и Игоря Щуркова. Было интересно понаблюдать, узнают ли друг друга те, кто не виделся почти 40 с лишним лет!

Узнали!

Константин Владимирович Меньшиков – Валерию Борисовичу Кузьмину: «Валера, ты ли? Узнал, узнал! По голосу узнал!»

Владимир Николаевич Шадрин – Петру Владимировичу Андрееву: «Андреев? Пётр? Точно!» Игорь Сергеевич Щурков – Вячеславу Ивановичу Старшинову: «Моё почтение, Вячеслав Иванович! А вот помнишь….?»

И ветераны погрузились в воспоминания, разговоры обо всём: о жизни, о спорте, о политике, о делах давно минувших дней. Вот как раз о них мы и решили поговорить с хоккейными легендами, пока автобус двигался через бесконечные московские «пробки» к Химкам. Почему именно туда? Скоро станет понятно.
Итак:

Вопросы Константину Владимировичу Меньшикову:
- В финале Кубка СССР 1971 года вы не играли, но, естественно помните тот матч. Расскажите о нём, пожалуйста.
- Я играл во всех встречах того розыгрыша, финал же пропустил по причине конфликта с главным тренером Николаем Пучковым. По этой же причине я не играл в конце того, бронзового сезона. А в финале со «Спартаком» мы хорошо сыграли первый период, а потом проиграли чисто тактически. Ваш спартаковский Костя Климов забросил дважды подряд - и всё… Дальше довести матч до победы было делом техники.

- Практиковалось ли такое – игроки противоборствующих команд уже после матча встречались, может быть даже совместно «нарушали режим»?
- Ну, конечно, было. Все же мы – люди. Я дружил со спартаковцами – с Женей Зиминым, с Витей Ярославцевым. Хорошо знал и Ярославцева-старшего. Встречались мы и после игр. Особенно, когда играли вместе за молодёжную сборную. Я был капитаном той сборной. Бывало, приезжали сюда, в гостиницу «Минск» - отметить победу, посидеть с красивыми девушками. Кушали, выпивали бутылочку шампанского. Всё это было! (смеётся).

- Какое отношение тогда было в Ленинграде к «Спартаку», как болельщики реагировали?
- Вообще тогда болельщики были, как бы это правильнее сказать, более интеллигентными. Вот я сейчас прихожу на стадион… Слишком шумно. Нет, я не против музыки в принципе, не против поддержки. Мне кажется, что здесь у нас звуковое сопровождение совсем не продумано – только стадион ходит ходуном, а больше ничего. Музыка должна быть выверенной, что ли? Да, люди, прыгают, скачут, отдыхают. Но глубины понятия хоккея, как игры не ощущается. В мои времена к «Спартаку» публика в Ленинграде относилась хорошо. Не было вандализма, агрессии, оскорблений, злобствований. Я не знаю, почему это появилось и откуда это пришло к нам.

- Против кого из спартаковцев вам труднее всего игралось?
- Против Александра Сергеевича Якушева. Сильная индивидуальность. Пожалуй, ещё и против тройки Старшинова. Мне приходилось часто играть против них в меньшинстве. Тяжело против них. Сегодня так не играют. Мало хороших хоккеистов – «игровиков» в полном смысле этого слова. Взять Майоровых, Старшинова, они же не только в хоккей играли на хорошем уровне. И футбол, и другие игровые виды. Спортсмены были более разносторонне развиты, чем сейчас. Сейчас нет таких личностей, как Зимин, как Шадрин, как Якушев.

- Самый памятный матч против «Спартака».
- Сразу так не скажу. Они все были памятные, невозможно выделить. На московские команды у нас всегда был такой специальный «самонастрой». ЦСКА, «Динамо», «Спартак», «Локомотив», «Крылья»… С какими-то мы легко играли, с какими-то трудно. Наверное, всё-таки самый принципиальный соперник был ЦСКА. Мы себя хотели показать перед главной армейской командой страны.

Примечательно, что ветераны СКА сразу же отказались от какой-либо специальной культурной программы, изъявив лишь желание отдать дань памяти тем своим друзьям, кого уже нет с нами и с кем они играли, кто был их соперником или партнером по команде. Для этого мы и ехали в Химки, где на местном кладбище похоронен игрок ленинградского СКА Юрий Глазов, а также выдающийся защитник «Спартака» Евгений Паладьев, который, кстати, принимал участие в том памятном для «Спартака» финальном матче на кубок СССР в 1971 году против ленинградцев.



Лучший друг Евгения Ивановича Паладьева, Валерий Борисович Кузьмин рассказывает:
- Команда тогда у СКА была хорошая. Николай Григорьевич Пучков навёл там порядок. Ленинградцы играли в современный хоккей. Команда – дисциплинированная. Подбор игроков приличный. Помню Григорьева, Щуркова, очень выделялся защитник Паша Козлов. Самоотверженная команда. Первый период по «нулям», а потом мы их переиграли. Но в том чемпионате ленинградцы нас обошли. Как раз решающий матч в «Юбилейном» мы им проиграли. Весной, по-моему. (22 апреля, действительно, на выезде красно-белые в упорной борьбе уступили 3:4 – Прим. автора). Кто выигрывал, тот и занимал 3-е место. Они выиграли.

- А как раньше «Спартак» принимали в Ленинграде? Была ли какая-то неприязнь?
- В каждом городе болельщики – есть болельщики. Всегда болеют за своих. Неприязни не было, но ленинградцы за свою команду болели отчаянно. Трудно было на выезде играть, когда все трибуны – против тебя. Но такого, чтобы оскорблять, противника, какие-то гадости с трибун кричать – такого точно не было!

- С кем-то дружили из игроков ленинградского СКА, может быть удавалось после игр посидеть где-нибудь вместе в компании?
- «Спартак» всегда был и дружной командой. Я с 1958 года в «Спартаке», у нас хорошие отношения были со всеми командами. На счёт «посидеть»… Такого на моей памяти, вроде бы и не было. Да и когда? Мы же, как отыграли матч, сразу – на поезд и обратно в Москву.
Помянув по традиционному обычаю своих товарищей по оружию – Юрия Глазова и Евгения Паладьева, наша делегация принимает решение посетить ещё Ваганьковское кладбище и вспомнить других легендарных хоккеистов и тренеров. Благо до главного события дня – матча в «Лужниках» между «Спартаком» и питерским СКА - ещё много времени.

Пока едем, просим поделиться своими воспоминаниями ещё одного участника тех матчей более чем сорокалетней давности - Петра Владимировича Андреева:
- Мой самый памятный матч против спартаковцев забыть невозможно. Тогда «Спартак» возглавлял Борис Майоров. Та игра решала, кто, мы или спартаковцы завоюют бронзовые медали. Это было в Ленинграде, 22 апреля, во дворце спорта «Юбилейный». Мы сегодня были у Евгения Ивановича Паладьева, вспоминали его… Вот как раз у Паладьева я в углу площадки поднял клюшечку, отнял шайбу. У меня был выбор: бросать самому или отдать пас. Я отдал Сергею Солодухину (тогда на всю страну гремела тройка ленинградского нападения Пётр Андреев – Сергей Солодухин – Игорь Григорьев – Прим. автора) и так мы забили в самом конце матча решающую шайбу, впервые в истории завоевав «бронзу» чемпионата СССР.

После посещения Ваганьковского кладбища, где спартаковские и питерские ветераны почтили память многих выдающихся спортсменов: Александра Рагулина, Евгения Майорова, Аркадия Чернышова, Анатолия Тарасова, Константина Бескова, Игоря Нетто, Эдуарда Стрельцова, Александра Альметова и других - наш автобус направился в Лужники.

Михаил Галактионов

Часть 2





Официальный сайт ХК «Спартак»